«  Квітень 2009  »
20212223242526

Вітаю Вас, Гість · RSS 12.05.2024, 03:21:37

Головна » 2009 » Квітень » 25 » Ученые научились делать клетки стволовыми без ДНК

Ученые научились делать клетки стволовыми без ДНК

Ученые разработали новый метод превращения клеток в стволовые без использования ДНК. Статья с описанием технологии опубликована в журнале Cell Stem Cell. Кратко результаты исследователей описывает журнал The Scientist.

Стволовые клетки отличаются от "обычных" тем, что способны развиваться по нескольким путям. Другими словами, они могут превращаться в различные типы клеток. Судьба нестволовых клеток жестко предопределена. В качестве ограничителей выступают определенные модификации ДНК, которых нет у стволовых клеток.

В последние годы ученые разработали несколько способов перепрограммирования нестволовых клеток. Все они требовали введения в клетку определенных генов. Добавление чужеродного генетического материала делает методики потенциально опасными, так как ДНК может встроиться в геном клетки и вызвать серьезные нарушения его работы. Большинство методик подразумевает введение ДНК при помощи специального инфекционного агента, и это существенно повышает вероятность встройки.

Авторы нового исследования смогли превратить фибробласты в плюрипотентные стволовые клетки, не вводя в их ядра ДНК. Исследователи использовали "коктейль" из нескольких транскрипционных факторов. Этим термином называют белки, способствующие считыванию информации с определенного участка генома. Белки в большом количестве производили генетически модифицированные клетки кишечной палочки Escherichia coli. Исследователи выделяли их, очищали и добавляли в культуру фибробластов - специализированных клеток соединительной ткани.

По сравнению с технологией, использующей инфекционные агенты, эффективность превращения была на порядок ниже - 0,006 процентов против 0,067 процентов. Тем не менее, метод имеет большие перспективы для использования в медицинской практике. Безопасный способ получения стволовых клеток необходим, например, для выращивания здоровой сердечной ткани взамен поврежденной.

Психологи поняли, как найти идеального мужчину