«  Травень 2009  »
18192021222324

Вітаю Вас, Гість · RSS 12.05.2024, 02:10:43

Головна » 2009 » Травень » 18 » Ученые пытаются раскрыть тайну темной энергии

Ученые пытаются раскрыть тайну темной энергии

Спутник «Планк» займется изучением малоизученной силы, заставляющей расширяться Вселенную

Ракета «Ариан-5» вчера вывела в космос сразу два спутника. Один из них – это аппарат «Планк» для исследования ранней Вселенной и «темной энергии», а другой – крупнейший телескоп «Гершель» для наблюдений в инфракрасном диапазоне и изучения новых планетных систем. И «Планк», и «Гершель» разработаны Европейским космическим агентством.

14 мая 2009 года с космодрома во Французской Гвиане (Южная Америка) стартовала ракета «Ариан-5». Ее груз можно назвать уникальным, космический телескоп «Гершель» является крупнейшим инструментом из когда-либо построенных астрономами для наблюдения неба в инфракрасных лучах. Другой аппарат, также поместившийся на борту ракеты, «Планк», ученые разработали и построили для наблюдения за излучением, оставшимся со времен Большого Взрыва. При помощи «Планка» исследователи будут проверять в том числе и ряд гипотез о «темной энергии» - пока малоизученной силе, заставляющей расширяться Вселенную.

В настоящий момент оба аппарата движутся в сторону места своей постоянной работы. Поскольку и «Гершель», и «Планк» оба могут работать только вдали от мощных источников тепла, специалисты Европейского космического агентства решили проводить наблюдения из точки, расположенной в 1,5 млн. километров от Земли с противоположной стороны от Солнца. Там инструменты закроет от солнечных лучей тень нашей планеты, а силы притяжения со стороны Земли и Солнца обеспечат устойчивое положение телескопов – гравитация не будет уводить их с выбранного места.

После того как спутники начнут работу, астрономы смогут узнать больше о жизни ранней Вселенной и «темной энергии», одной из главных загадок современной космологии. Эта загадка появилась в 1998 году. Тогда несколько международных групп астрономов обнаружили, что Вселенная не просто расширяется (это ученые знали давно, и именно это расширение позволило узнать о Большом Взрыве), но расширяется с ускорением.

Ускоренное расширение Вселенной означает то, что наряду с гравитацией, силой притягивающей небесные тела друг к другу, на больших расстояниях начинает работать какая-то иная сила, которая ведет себя прямо противоположным образом. Иными словами, астрономы открыли антигравитацию, которая создается чем-то совершенно неизвестным и неизученным.

Каковы перспективы открытия, сказать ученые не могут и до сих пор, однако тогда, на рубеже XX и XXI веков, безусловно, произошла революция. Физики узнали, что привычное нам вещество составляет по массе лишь малую часть Вселенной: его всего лишь 5%. Еще 25% приходится на темную материю, которую пока обнаруживают только по ее тяготению. А оставшиеся 70% и вовсе приходятся на нечто странное: с одной стороны имеющее массу, но массу «неправильную» и вместо притягивания обычного вещества отталкивающую его.

«Планк», космический аппарат, который вчера покинул Землю, попытается собрать информацию, при помощи которой в вопрос о темной энергии можно будет внести некоторую ясность. При помощи спутника астрономы смогут наблюдать за излучением, возникшим при остывании материи после Большого Взрыва и которое до сих пор равномерно заполняет всю Вселенную. Точнее – почти равномерно: то, насколько неравномерно различные участки неба «светятся» за счет этого излучения, можно связать с соотношением между темной энергией, темной материей и обычным веществом.

Излучение, которое будет наблюдать «Планк» ученые называют реликтовым: так как оно возникло во Вселенной одновременно с появлением первых атомов спустя всего лишь (ничтожный срок по сравнению с возрастом Вселенной в 13,7 млрд. лет) 400 тыс. лет. Про это время астрономы знают так же не очень много и помимо поиска темной энергии «Планк» соберет данные и о молодой Вселенной эпохи первых атомов.

Другой спутник, «Гершель», астрономы построили для менее глобальной задачи. Вместо поиска темной энергии, определяющей поведение Вселенной в целом, этот телескоп будет вести наблюдение отдельных галактик, звездных систем и даже комет и планет в пределах Солнечной системы. Его высокочувствительные матрицы будут регистрировать инфракрасное излучение в тепловом диапазоне – что позволит ученым увидеть объекты, скрытые для наблюдений в видимом свете.

При помощи «Гершеля» исследователи смогут проследить за ранними стадиями появления звездных систем – когда звезда еще находится в центре диска из пыли и газа. В таких дисках, как известно ученым, происходит формирование планет и наиболее полную информацию об этом процессе дают наблюдения именно в инфракрасном диапазоне. Кроме того, «Гершель» сможет проследить и за объектами в Солнечной системе, включая удаленные кометы далеко за пределами орбиты Нептуна.

Впрочем, как сообщается в специальном описании «Гершеля» на сайте самого телескопа, «Гершель» тоже потратит часть времени на наблюдение объектов из сравнительно молодой Вселенной. Астрономы намерены с его помощью исследовать и ядра наиболее далеких (и потому древних – свет от них доходит за миллиарды лет и мы видим то, что было свыше миллиарда лет назад) галактик.

Психологи поняли, как найти идеального мужчину