Минувшая неделя стала неделей экспериментов. НБУ проводил их на банках, начав продажу доллара на межбанке в рамках аукционов, а финучреждения - на рядовых украинцах, которым инвалюту продавали не просто по высокому курсу, но еще и со взиманием комиссий в 3–5% от суммы.
Но даже это не помогло решить проблему - валюты на рынке по-прежнему катастрофически не хватает. Единственное, на что надеются финансисты в сложившейся ситуации, - это на наличные интервенции НБУ, которые Владимир Стельмах пообещал проводить еще в октябре.
НБУ бросил рынок
Начало прошлой недели не предвещало ничего нового. В понедельник НБУ по обыкновению вышел на межбанк и продавал доллар всем желающим - на этот раз по 5,79 грн./$, после чего торги закончились на уровне 5,83 грн./$. Первые тревожные нотки послышались из финучреждений во вторник, когда регулятор не появился на рынке и курс просел до 6,1 грн./$. Настоящий же сюрприз нацбанковцы преподнесли в среду: центробанк заявил о том, что будет продавать СКВ в рамках валютных аукционов по 5,8854 грн./$ с отклонениями плюс-минус 1–2%.
"Аукционная форма позволяет НБУ объективно оценивать интерес банков к покупке СКВ и понимать, по какому курсу ее готовы брать. И еще, может быть, более гибко реагировать на сложившуюся на рынке ситуацию", - прокомментировал действия регулятора начальник казначейского управления ПУМБ Алексей Савченко. "Полагаю, новый подход был выбран НБУ с целью сближения официального и рыночного курса, что является одним из требований МВФ по предоставлению кредита", - дополнил его директор казначейства ОАО "Эрсте Банк" Роман Бондарь.
По словам финансистов, НБУ не ограничивал их в СКВ, и всего 19 ноября продал $658 млн. "Например, наше финучреждение получило практически все, что заявляло, причем у нас были заявки по 6 грн./$, а нам удалось их удовлетворить дешевле, по более низкому курсу мы приобрели почти $10 млн", - отметил председатель правления банка "Финансы и Кредит" Владимир Хлывнюк. Впоследствии выяснилось, что это была последняя распродажа, устроенная регулятором.
"Мы решили не принимать участие в торгах, а посмотреть, как рынок станет работать без нас и каким будет курс", - прокомментировал такое поведение первый заместитель главы НБУ Анатолий Шаповалов.
Пока регулятор со стороны наблюдал за межбанком, к обеду пятницы курс подскочил до 7 грн./$. "Похоже, НБУ ожидал, что по мере повышения котировок до 6,5–7 грн./$ экспортеры, придерживающие СКВ, выйдут на рынок, чтобы поскорее ее сбыть по повышенному курсу. Однако этого не произошло: опасаясь еще более глубокой девальвации гривни, те продолжали придерживать валюту", - рассказал начальник казначейства одного из финучреждений.
Решение о выходе на межбанк регулятор принял в последний момент - вечером в пятницу, и продавал доллар по 6,17 грн./$. Но коль скоро к тому времени почти все сделки были завершены, рынок закрылся на высоком уровне - 6,7–6,75 грн./$. Эксперты уверены, что если Нацбанк станет проводить свои эксперименты на этой неделе, безналичный курс превысит 7 грн./$. Если же ведомство Владимира Стельмаха продолжит регулярные интервенции по прежним ценам, то межбанковские котировки будут находиться в коридоре 6–6,5 грн./$.
От убытков спасаются комиссиями
Еще тяжелее ситуация на наличном рынке, где инвалюта на прошлой неделе стала настоящим дефицитом. В понедельник-вторник приобрести доллар было просто невозможно, и гражданам оставалось скупаться на черном рынке, где его продавали по 6,5–6,8 грн./$ (в это время обменники выставляли курсы на уровне 5,88–5,9 грн./$). Уже к среде-четвергу он начал появляться в пунктах обмена валют и кассах банков, однако при его продаже взимались солидные комиссии - до 3–5% суммы. "Комиссия - единственный путь, который позволяет продавать СКВ с определенной прибылью", - пояснил такую новацию г-н Савченко.
"Проблема в разнице между официальным и реальным безналичным курсом НБУ. Складывается парадоксальная ситуация, когда нам предлагают работать в минус. Например, в среду финучреждение купило на межбанке доллар у НБУ по 5,95 грн./$, и уже в тот же день Нацбанк выставил новый официальный курс - 5,88 грн./$. А теперь посмотрим на действующие сейчас правила: по ним мы не имеем права продавать наличный доллар выше, чем официальный курс плюс 1,5%, в нашем случае это по 5,9682 грн./$. Если же посчитать еще 0,5%, которые банк платит при покупке инвалюты на межбанке в Пенсионный фонд, и плату за обналичивание, то выйдут просто колоссальные убытки", - дополнил его начальник казначейства одного из финучреждений.
Банкиры не собираются отказываться от комиссий и даже допускают их повышение. "Размер комиссий будет меняться в зависимости от того, как станет меняться соотношение двух курсов - официального и интервенций НБУ", - пояснил ситуацию Роман Бондарь. Одновременно финансисты не обещают увеличивать объемы продаж самой валюты, спрос на которую за прошлую неделю, по разным подсчетам, вырос в пять-шесть раз. По мере повышения наличного курса граждане все активнее меняли на СКВ не только имеющие в наличии средства, но и снимаемую с депозитов гривню. На бесперебойную продажу дефицитной валюты смогут рассчитывать лишь клиенты банков.
"В первую очередь ее станут продавать заемщикам для выплаты тела кредита и процентов по нему. Также возможность обменять гривню будет предоставляться вкладчикам, которые пожелают разместить депозиты в СКВ", - прояснил для "ДС" ситуацию г-н Бондарь.
Эксперты уверены, что изменить ситуацию в короткие сроки сегодня способен только Нацбанк. На прошлой неделе по рынку ходили упорные слухи о грядущих интервенциях НБУ на наличном рынке, которые косвенно подтвердил зампред центробанка Александр Савченко.
"Гражданам не стоит спешить менять гривню на доллар, девальвация может смениться ревальвацией. С финучреждениями будет серьезный разговор: им предложат отказаться от валютных комиссий в обмен на более либеральное отношение по насыщению их валютой", - заявил он в минувший четверг.
Напомним, что руководитель НБУ Владимир Стельмах еще в середине октября обещал начать продажу наличного доллара в стране. Предполагалось, что американская денежная единица будет поставляться в банки-дилеры, которые сегодня обеспечивают иностранной наличностью украинскую банковскую систему, а те в свою очередь станут продавать ее остальным финучреждениям.
Елена Лысенко, maanimo.com
|