Директор департамента безопасности и правовой защиты Erste Bank Александр Ярецкий рассказал Maanimo.com, как себя вести при повышении банком ставки по действующему кредиту:
— Александр, имеют ли банки право после отмены постановления НБУ № 319 поднимать ставки по действующим договорам?
— Постановление Нацбанка № 319 от 11 ноября 2008 г. «О дополнительных мерах относительно деятельности банков» запрещало повышение ставок по кредитам. На прошлой неделе постановлением НБУ № 413 его отменили.
На сегодняшний день, банки руководствуются нормами гражданского законодательства, закона «О защите прав потребителей», которыми, в частности, предусмотрена возможность изменять процентные ставки по кредитам в зависимости от изменения учетной ставки Нацбанка или в других случаях, перечень которых законодательством не установлен.
И даже, если не принимать во внимание изменения в учетной политике НБУ, в кредитных договорах большинства банков существует предостережение о праве в одностороннем порядке менять процентную ставку по кредитам, что можно трактовать как «другой случай». Таким образом, учитывая неоднозначность трактовок действующего законодательства, банки могу инициировать повышение процентных ставок по уже выданным кредитам. Мы считаем, что такие изменения в кредитных договорах должны оформляться дополнительными соглашениями к кредитным договорам.
Что касается Эрсте Банка, то было принято решение, что мы не будем повышать ставки по ранее выданным кредитам. Считаем, что подобная практика со стороны банка позволит построить долгосрочные взаимоотношения с клиентами.
— Может ли заемщик по действующему законодательству опротестовать повышение банком ставки?
— Потребители во время приобретения, заказа или использования продукции, которая реализуется на территории Украины, в том числе банковских услуг, для удовлетворения своих личных потребностей, имеют право обращаться в суд или другие уполномоченные органы государственной власти за защитой нарушенных прав.
В случае наступления фактов такого нарушения (например, несоблюдения порядка уведомления о повышении ставок, начисления задолженности клиенту банка по повышенным ставкам без заключения дополнительных соглашений и т.д.), потребители имеют право обратиться за защитой не только в суд, но и в Комитет по защите прав потребителей.
Этот Комитет, в соответствии со статьей 26-ой закона «О защите прав потребителей», осуществляет государственный контроль над соблюдением законодательства о защите прав потребителей, обеспечивает реализацию государственной политики относительно защиты прав потребителей, для чего ему предоставляется широкий круг прав и полномочий. В частности, Комитет может требовать от банка, убрать из кредитного договора так называемые несправедливые (дискриминационные) условия, перечень которых озвучивается в статьях 11 × 18 указанного закона.
|