Чтобы сэкономить, правительство намерено помочь бизнесу не деньгами, а регуляторными послаблениями. Кроме всего прочего, это простейший способ попиариться
Как стало известно «k:», с нового года правительство намерено реанимировать широкомасштабную кампанию по дерегуляции бизнеса, затухшую пару лет назад. В нынешних условиях тотального финансового дефицита для Кабмина это самый безболезненный способ продемонстрировать заботу о предпринимательстве. На этой теме не преминет попиариться, как в былые времена, и Президент
В 2005 ГОДУ пересмотр нормативной базы стал главной имиджевой темой правительства Юлии Тимошенко и «оранжевой коалиции». Тогда старт масштабной кампании по ликвидации кипы устаревших нормативов дал Указ Президента №901 «О некоторых мерах по обеспечению осуществления государственной регуляторной политики», который обязал все министерства и ведомства в сжатые сроки — за три месяца — разобраться с нормативно-правовыми актами, стопорящими развитие бизнеса. По результатам устроенной тогда ревизии выяснилось, что из 6392 действующих на тот момент ведомственных нормативов 2249 нужно отменить, а 661 — доработать. Однако чиновники заблокировали этот процесс уже на этапе составления списков документов, которые должны были быть аннулированы. В итоге сроки нормативной люстрации пришлось продлить, а задание несколько смягчить. Отменив технические, никому не нужные и действительно уже отжившие свое акты, центральные органы власти ограничились анализом соответствия оставшихся документов принципам государственной регуляторной политики, после чего процесс замер.
«Финансовый кризис активизировал антибюрократические настроения в правительстве, подогрела желание инвентаризировать регуляторное поле и подготовка к футбольному чемпионату Евро-2012, для проведения которого необходимо отменить большое количество лишних разрешений, лицензий и сертификатов», — прокомментировал «k:» происходящие сейчас в правительстве процессы один из чиновников Кабмина. По его словам, масштабную регуляторную реформу правительство намерено подать как свой основной антикризисный шаг: процесс этот не затратный (в отличие от финансовой помощи, которой требуют от Кабмина в нынешних условиях отраслевые лоббисты), эффект же от задуманного при правильной подаче может получиться максимальный. Причем, как уверяют наблюдатели, аналогичные идеи — поднять стяг регуляторной реформы — высказываются и в Секретариате Президента.
При этом и глава государства, и Кабмин не намерены откладывать выполнение этих планов в долгий ящик. Тем более что заняться действительно будет чем. По разным оценкам, за год более 20% отечественных предприятий вынуждены проходить процедуру обязательной сертификации своих товаров и услуг. На подготовку документации и на ожидание выдачи необходимых сертификатов уходит в среднем более 30 дней, а для 10% предприятий этот период может растягиваться от трех месяцев до года. По некоторым данным, более 60% отечественных предприятий должны соблюдать обязательные стандарты и технические условия, а в отраслях промышленности и строительства данный показатель достигает 81%. Даже в сфере услуг, для большинства подсекторов которой в международной практике обычно отсутствуют обязательные требования, 46% отечественных компаний, работающих в соответствующих сегментах, должны вести бизнес в соответствии с разнообразными чиновничьими инструкциями.
Эксперты СП обращают внимание на то, что в стране до сих пор не введен декларативный принцип начала предпринимательской деятельности, а также застопорился некогда бурный процесс отмены устаревших, вредных для предпринимательства и не соответствующих положениям нового разрешительного закона нормативов. «Президент готов в любой момент издать указ о том, чтобы в течение месяца были отменены все постановления правительства, принятые в предыдущие годы, которые не соответствуют действующему «разрешительному» закону», — заявил «k:» источник в Секретариате Президента. Недоволен глава государства и системой государственного контроля и надзора. В частности, тем, что остаются нереализованными ключевые положения Закона «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности». На тотальный контроль расходуются огромные средства, что препятствует развитию бизнеса. При этом уровень качества и безопасности товаров остается неудовлетворительным.
Пока Виктор Ющенко только собирается с силами, Юлия Тимошенко уже имеет в своем активе несколько очков, как борец с чрезмерной зарегулированностью бизнеса. На последних правительственных заседаниях был утвержден законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно упорядочения разрешительной системы для улучшения инвестиционного климата)». Среди прочего документ предлагает существенно откорректировать правила работы украинской разрешительной системы. А именно: существенно сокращается перечень видов деятельности, для ведения которых необходимо получать лицензию, и вводит принцип «молчаливого согласия». То есть если предприятие подало все необходимые бумаги и в установленный срок (в течение десяти дней) не получило разрешительного документа или аргументированного решения об отказе в его выдаче, оно может осуществлять соответствующую хоздеятельность без такого документа. Имидж премьера помогла укрепить и реанимированная Верховная Рада.
За неполные две недели очередного всплеска ее деятельности депутаты успели принять в первом чтении правительственный законопроект «О предотвращении влияния мирового финансового кризиса на развитие строительной отрасли и жилищного строительства» (№3354), который в том числе увеличивает суммы административных штрафов для чиновников, затягивающих выдачу разрешительной документации, а также подготовленные Кабмином изменения в некоторые законодательные акты относительно инвестиционной деятельности (законопроект №3065), которые повышают админштрафы уполномоченных должностных лиц, которые требуют от субъектов хозяйствования подачи не предусмотренных законодательством документов для получения тех или иных разрешений.
Как сообщил «k:» председатель Госкомпредпринимательства Константин Ващенко, дальнейшую регуляторную реформу планируется упорядочить и осуществлять по нескольким направлениям: в строительстве, землепользовании и сфере туризма. Правительство демонстрирует готовность сократить количество разрешений, требуемых для начала строительных работ, поработать над дальнейшим упрощением процедуры приема новостроек в эксплуатацию и перевода помещений из жилого в нежилой фонд, а также перенести ответственность за качество проектной документации на проектные организации и упорядочить нормативную базу, регулирующую малые архитектурные формы (МАФ). Правда, грядущие реформы, очевидно, не предусматривают финансовых послаблений. В частности, пока суд да дело, Минрегионстрой своими приказами (№531 и №532 от 24 ноября 2008 года) повысил цены на проектно-планировочные работы и выдачу архитектурно-планировочных заданий.
В сфере землепользования Кабмин считает необходимым упростить процедуру получения земельных участков под застройку, внедрить земельные аукционы, обеспечить свободный доступ предприятий к информации о свободных наделах, а также внедрить практику продаж земельных участков сразу со всей технической документацией. В сфере туризма — отменить лицензирование туристических агентов, поскольку они лишь посредники, работающие от имени оператора, деятельность которого лицензируется.
Отдельный вопрос — упрощение разрешительных процедур для возведения объектов под Евро-2012 и формирование государственного заказа для малых предприятий, желающих поставлять услуги и работы в рамках подготовки к чемпионату. «Старт регуляторной реформы планировался на 2008 год как совместная деятельность распавшейся коалиции. К сожалению, не получилось. Существует огромный риск того, что вся программа регуляторной реформы номер два сведется к шумному пиару правительства с нулевым конечным итогом», — заявила «k:» зампред парламентского комитета по вопросам промышленной политики и предпринимательства Ксения Ляпина. Впрочем, под этот шумок отраслевые лоббисты наверняка смогут выбить для своих подопечных отдельные нормативные послабления.
|