А вы, друзья, как ни садитесь, в коалицианты не годитесь. Именно таким принципом, похоже, руководствуется глава государства.
После распада коалиции БЮТ и НУНС Виктор Ющенко едва ли не каждый день менял свою позицию касательно конфигурации парламентской коалиции. Изначально глава державы заявил, что мечтает видеть законодательный орган страны дееспособным и примет любую коалицию, лишь бы она работала и принимала законы.
Затем, когда соратники Тимошенко и Януковича вышли на финишную переговорную прямую и в обществе заговорили о широкой коалиции БЮТ+ПР как о свершившемся факте, президент обрушился на потенциальных коалиционеров с гневной тирадой, назвав их вероятный союз угрозой для государственности и безопасности Украины. В итоге коалиция "сердечных" и "бело-синих" умерла, так и не родившись.
Вместо нее в Раде с огромнейшими муками, однако, увидело свет коалиционное большинство БЮТ+Блок Литвина+НУ-НС. Самым уязвимым местом оформленного альянса является его численность. Как известно, после консультаций с президентом 35 депутатов фракции НУ-НС из 72 отказались входить в новую коалицию и не стали подписываться под соответствующим соглашением. Список "отказников" возглавили лидер фракции НУ-НС Вячеслав Кириленко и его заместитель Роман Зварыч, которые в знак протеста подали в отставку со своих руководящих должностей.
Таким образом, де-факто в коалицию вошло лишь 212 депутатов и, по сути, украинский парламент получил коалицию без большинства. Если подходить к вопросу формирования коалиции фракциями (так указано в Конституции), то юридически все нормально. Однако президент категорически выступил и против этой коалиции и может подсчитать ее участников, что называется, поголовно. Тогда уж результат, с учетом легкости, с которой Виктор Андреевич подписывает "смертные" парламентские приговоры, предсказать будет крайне сложно. Правда, на руку коалициантам может сыграть запланированное изменение регламента, предложенное бютовцем Андреем Портновым, которое нивелирует роль отдельных депутатов в коалиционном процессе. Но можно с уверенностью прогнозировать, что и на этот законодательный лом на Банковой найдут свой прием. Благо - опыт есть, было бы желание...
Между тем сегодня коалиция работает более чем результативно, штампуя (при дружеской помощи коммунистов) антикризисные законы для страны.
Спрашивается: когда в кризисном костре горит украинский дом, неужели важно, из какого цвета ведер льется спасительная вода - оранжевых, красных, сине-белых или серо-буро-малиновых? Для президента, оказывается, это имеет принципиальное значение. Почетный глава "Нашей Украины" уже заявил, что на грядущей неделе на партийном съезде людей, которые поставили свои автографы под коалиционным соглашением, лишат не только партбилета, но и мандат народного депутата попытаются отобрать.
Дескать, нечего дуть против партийного ветра, и если партия сказала не вступать в коалиционный брак с соратниками Тимошенко - надо выполнять. Партия "НУ" действительно сказала, что ввиду отсутствия доверия к представителям БЮТа заключать коалиционное соглашение с "сердечными" не имеет смысла. Но все почему-то дружно забыли о том, что в день, когда должно было быть подписано коалиционное соглашение между бютовцами и регионалами, Вячеслав Кириленко заявил, что "мы как ответственная политическая сила не можем смотреть, как в парламенте создается прокремлевское большинство, и поэтому начинаем коалиционные переговоры с БЮТ".
А ведь уместно вспомнить, что лидер оранжевой команды сам заявил о готовности к коалиции с тимошенковцами и литвиновцами. Но затем подал в отставку потому, дескать, что его коллеги по фракции поддержали эту идею. А теперь президент, к слову, грудью стоит на защите "отказной" позиции Кириленко.
С одной стороны, логичный ответ в этом позиционном ребусе "оранжевой" фракции найти сложнее, чем иголку в стоге сена. С другой стороны, все ясно как Божий день: секретариат главы государства и некоторые депутаты из НУ-НС запрограммированы Виктором Андреевичем на одно - любой ценой "уйти" с премьерского поста Тимошенко, чтобы лишить ее стартовой площадки для президентских выборов.
Созданная коалиция стала спасительным кадровым кругом для леди Ю, вот и нервничает президентская сторона с новой силой. Кстати, колодец критики в адрес главы правительства на Банковой, похоже, полностью исчерпан. Об этом ярко свидетельствует свежее заявление заместителя главы СП Романа Бессмертного. Чиновник так прямо и отрубил: экономический кризис в стране завершится только тогда, когда изменится фамилия премьера. Как вам такой антикризисный рецепт?
Бесспорно, политические игры самых разных жанров, имеют право на жизнь. Без них, собственно, и политика - не политика. Однако, согласитесь, все эти трюки вряд ли уместны тогда, когда страна семимильными шагами катится в кризисную пропасть.
Надо, наконец, признать очевидное: в столь сложное для страны время на капитанском мостике исполнительной власти есть легитимный премьер, а в парламенте - коалиционная команда. Зачем создавать им искусственные барьеры, ведь лбы в итоге бьет вся страна?
Понятно, что все политические штормы и прочие катаклизмы вызваны не количеством и не цветом коалиции, а тем, что два человека, Ющенко и Тимошенко, претендуют на одну должность - президентскую. От любви до ненависти, как известно, один шаг. В политике эта формула, судя по отношениям Виктора Андреевича и Юлии Владимировны, тоже действует. Но, с учетом усугубляющегося кризиса, хочется искренне верить, что это правило будет действовать и наоборот. Иначе - корабль "Украина" рискует повторить судьбу "Титаника". Разница лишь в том, что в нашем случае на борту - 47 миллионов. И эти пассажиры, уважаемые капитаны, ждут взвешенных антикризисных действий, а не драк у штурвала.
|