2009 год грозит бунтами жертв экономического кризиса. Политики потирают руки, готовясь возглавить акции протеста
Всё начнётся с холодных батарей в квартирах, неподъёмных долгов по кредиту и увольнений с работы без перспективы устроиться на новую. И, как прогнозируют многие эксперты и политики, когда ситуация обострится до предела, люди выйдут на улицы.
Запас прочности
По сводным данным опросов института Горшенина и R&B Group, от 15 до 24% украинцев уже настолько раздражены экономической ситуацией, ценами, курсом доллара, ставками по кредитам и постоянными сварами во власти, что готовы принять участие в забастовках, демонстрациях и других акциях протеста. Причём примерно 3–5% из них не против присоединиться к вооружённым выступлениям.
Расходятся эксперты только в вопросе, когда наступит предел народному терпению. Социолог Виктор Небоженко считает, что все акции протеста возможны ближе к весне. «Сейчас люди «накопили жирок», у них остались какие-то запасы, и они ещё рассчитывают на позитивное развитие событий, – поясняет он. – А вот когда в семье появятся первые безработные и станет ясно, что государство их бросило, тогда, вероятно, начнутся и первые акции протеста».
Солидарна с ним и адвокат Татьяна Монтян: «Народ отгуляет праздники в холодных квартирах, и к февралю начнутся стихийные голодные бунты. Ведь от разговоров наших политиков денег в бюджете не прибавится».
А вот по мнению заместителя Януковича в парламенте Александра Ефремова, пик выступлений придётся на осень: Около пяти миллионов украинцев потеряют работу. Эти люди должны спросить правительство, почему оно привело их к такому положению».
Политолог Юрий Романенко прогнозирует, что движущей силой станут заёмщики: «У нас 1,8 миллиона человек сидят на длинных тяжёлых кредитах. Допустим, треть из них не потянет эти кредиты. Пятая часть из них находится в Киеве. Теперь представьте, что, скажем, у 100 тысяч человек в столице начнут забирать имущество и выгонять людей на улицу. Добавьте сюда бюджетников, которые будут сосать лапу уже после Нового года. И вы получите то, чего так боитесь».
И вот на этом этапе рассчитывают подключиться и направить народное недовольство в нужное русло сразу несколько политсил.
«Если власть в очередной раз берёт на себя ответственность и не хочет прислушиваться к нам, мы дадим ей срок. Если она за этот срок не наведёт порядок, а этот срок может быть не больше ста дней, то через сто дней мы поднимем всю страну», – грозился лидер Партии регионов Виктор Янукович после создания коалиции трёх.
Регионалы одними из первых поняли, что подогретый кризисом 2009-й по накалу страстей может переплюнуть 2004 год, и захотели свой Майдан.
Первые блины
Репетиции «народного недовольства» от регионалов начались в 2008 году под знамёнами Федерации профсоюзов Украины. Её сейчас возглавляет депутат от ПР Василий Хара. Эксперты расценивают эти выступления как подготовку регионалов к свержению Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко.
«Протестные настроения могут быть использованы финансово-политическими группами в собственных интересах», – говорит народный депутат Олесь Доний. Он хорошо знает технологию бунта – в начале 90-х Доний был предводителем голодающих студентов.
«Мы единственная политическая сила, которая осталась в оппозиции, и мы обязаны возглавить это недовольство», – утверждает регионал Ефремов. Но по этому вопросу в ПР имеются разногласия. Многие нардепы-регионалы являются работодателями и сейчас увольняют своих сотрудников. Лидер Независимого профсоюза горняков бютовец Михаил Волынец считает: максимум, что станут делать регионалы, это за деньги привозить людей в столицу на митинги, чтобы иметь аргумент для политических торгов.
Лидер коммунистов Пётр Симоненко тоже не против возглавить движение недовольных. «Народ должен это сделать», – говорит он. Повести за собой бунтующих готов автор книги «Война в толпе», лидер «Братства» Дмитрий Корчинский.
Без политики
Между тем трудно понять, заинтересованы ли в акциях протеста премьер и президент. Симоненко, например, утверждает, что Ющенко это на руку: «На Банковой рассчитывают на стихийные выступления и погромы для сохранения своей власти». Может статься, об этом скоро заговорит и премьер, не зря же она объявила о своём переходе в оппозицию к президенту. Юлия Тимошенко даже пыталась присоединиться к акции «Достали!», недовольных бездеятельностью властей.
Об этой акции стоит сказать особо, поскольку она получилась показательной. Задуманное политологом Юрием Романенко мероприятие вызвало яростные споры в интернете. По его замыслу, всем представителям среднего класса, пострадавшим от кризиса, разочарованным действиями властей, предлагалось нажать на клаксон своего авто. Но демонстрация недовольства провалилась: редкие автомобильные гудки трудно назвать акцией протеста.
«Главной целью была самоорганизация людей, попытка вернуть чувство локтя и единения. Гудели мало. И это меня несколько расстроило», – написала в своём блоге главред интернет-издания «Украинская правда» Алёна Притула, которая поддержала мероприятие информационно. Она пришла к выводу, что многие киевляне не присоединились к акции, поскольку заподозрили, что за ней стоят политики. Автора идеи Романенко, посотрудничавшего на своём веку с разными политиками, даже обвинили в прямом заказе со стороны Секретариата президента (его действительно связывает дружба с советником Виктора Балоги Вадимом Карасёвым). Но сам политолог отрицает какую-либо связь: «Это их проблемы. Никакого отношения ни к Балоге, ни к СП задуманное не имеет».
Таким образом, проявилась ещё одна тенденция возможных народных недовольств: потенциальные участники протестных акций не хотят иметь с политиками ничего общего. Очевидно, именно в этом и будет заключаться главное отличие митингов-2009 от митингов-2004.
Поэтому Татьяна Монтян не советует политикам лелеять надежды на то, что им удастся использовать недовольство народа в своих целях, ничего у них не выйдет. «Это даже опасно для них самих. Они должны понимать, что имеют равные основания быть развешенными в ходе этих бунтов на телеграфных столбах», – предупреждает она.
«Когда народ по-настоящему волнуется, тогда ему по фигу, какая у тебя повязка и из какой ты партии», – уверен регионал Ярослав Сухой.
Однако есть и другая версия: в Украине не будет и быть не может бунтов, как в Греции, где последние несколько недель протестанты громят магазины и дерутся с полицией. Не такие мы люди.
«У нас никогда не били окон. Даже когда зарплаты были по 20 долларов», – объясняет особенности менталитета украинцев Олесь Доний. И делает оптимистичный вывод, что кровопролития не будет. И то хорошо.
Довести до кипения
как политики провоцируют нас на бунты
Взаимными обвинениями в злоупотреблениях и провокациях (Юлия Тимошенко: «Президент сегодня работает на то, чтобы было чем хуже, тем лучше, и зарабатывает на беде», «Отключение тепла в Киеве сделано для того, чтобы посеять возмущение среди киевлян»)
Прямыми призывами (Виктор Янукович: «Через сто дней мы поднимем всю страну»; КПУ начала всеукраинскую акцию протеста против безработицы)
Тревожной информацией (МВД: растет уличная преступность; «Нефтегаз»: не исключены отключения тепла, подобные киевскому)
Взаимными обвинениями в непрофессионализме (Виктор Ющенко: «Ситуация давно вышла из-под контроля премьер-министра»)
Горячие точки
В Украине могут появиться минимум 4 эпицентра народных волнени
Киев
Кто: пострадавшие от кризиса киевляне,
а также
мобилизованные политиками или самостоятельные приезжие
Западная Украина
Кто: вернувшиеся из-за границы «заробитчане»
Центральная и Восточная Украина
Кто: рабочие, сокращенные на крупных предприятиях
Крым
Кто: пророссийские силы, плюс – в случае срыва курортного сезона – рядовые крымчане
|