Украина вошла в очередной этап стремительного повышения цен на горючее. На протяжении последних полутора месяцев высокооктановый бензин А-95 подорожал в среднем по стране на 10%.
А из-за увеличения налоговой нагрузки на участников рынка стоимость топлива может подняться еще на 10%. Автолюбителям и профессиональным мастерам руля и спидометра остается уповать только на укрепление национальной валюты. Если гривня продолжит расти относительно доллара, то на стоимость горючего благотворно повлияет импорт.
Если в первых числах декабря 2008 г. наиболее востребованный бензин А-95 реализовывался по 4,63 грн./л, то сейчас он стоит в лучшем случае 5,05 грн./л. В отдельных регионах страны цены выросли еще больше.
К примеру, в Киеве и области литр 95-го на сегодняшний день продается как минимум по 5,15 грн., а в Донецкой, Луганской и Закарпатской областях уже по 5,20 грн./л. Рекордсмены — Крым и Севастополь, где цена превышает 5,3 грн./л. Правда, в отдельных регионах топливом можно было разжиться за 4,75–5,85 грн./л.
Повышая стоимость, нефтяники по традиции ориентируются на Секретариат экспертно-аналитической группы по вопросам рынка нефти и нефтепродуктов, который ежедекадно публикует бюллетень с рекомендованными ценами на топливо. Показательный пример — Крым. В начале зимы А-95 и дизельное топливо реализовывались на полуострове по 4,6 и 5,1 грн./л соответственно.
По расчетам секретариата, в первой декаде декабря минимальная стоимость этих нефтепродуктов должна быть не менее 4,72 и 5,31 грн./л соответственно. Как результат в считанные дни цены на крымских заправках подтянулись к этим ориентирам.
Еще полтора месяца назад розничный рынок нефтепродуктов демонстрировал прямо противоположную тенденцию. Бензин дешевел в среднем на 2% в неделю. Базой для этой динамики было стремительное обесценивание нефти на мировых рынках: на протяжении второй половины прошлого года она упала на 70% — до $36/баррель.
В течение последних двух недель нефть начала дорожать. На сегодняшний день баррель черного золота стоит уже $41. Но даже эти обстоятельства не могли послужить основанием для произошедшего в Украине удорожания нефтепродуктов. В первую очередь потому, что сейчас переработчики закупают нефть на февраль.
До последнего времени нефтяники объясняли текущий рост цен на горючее девальвацией гривни по отношению к доллару. В принципе такая мотивация имеет право на жизнь: из импортной нефти, которая закупается за валюту, производится порядка 80% украинских светлых нефтепродуктов. А более 40% отечественного рынка наполнено импортным топливом.
Наряду с этим эксперты говорят, что поднятие цен на нефтепродукты стало следствием уменьшения доходов участников рынка. «Объемы продаж снижаются: если в августе 2008 года в высокооктановом сегменте финансовая емкость рынка составила около $900 млн, то в декабре — порядка $400 млн. В таких условиях единственной возможностью сохранить прежние доходы можно считать увеличение цен на нефтепродукты, что мы сейчас и наблюдаем», — считает директор НТЦ «Психея» Сергей Сапегин.
Самое неприятное для отечественных автомобилистов заключается в том, что нынешний рост цен — только начало. На минувшей неделе Секретариат экспертно-аналитической группы опубликовал новый бюллетень с прогнозом на очередное повышение. Так, согласно расчетам этого объединения, в течение второй декады января «экономически обоснованные» розничные цены на дизельное топливо и А-95 составляют в среднем 5,74 и 5,22 грн./л соответственно.
Де-факто это означает, что уже к концу следующей недели топливо может продаваться на 3% дороже, чем сейчас. Вторым (более существенным) толчком может послужить увеличение налоговой нагрузки на нефтетрейдеров. В конце прошлого года Верховная Рада проголосовала за правительственный законопроект №3078 «О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам акцизного сбора», согласно которому ставка акциза на бензины вырастет на 83% — до 110 евро/ т реализованной продукции. Президент Виктор Ющенко уже завизировал это решение парламента, поэтому оно вступит в силу (после опубликования) в ближайшее время.
Премьер-министр Юлия Тимошенко считает, что увеличение акциза не приведет к росту стоимости топлива. Правда, такая уверенность главы правительства опровергается ее же решением, принятым осенью прошлого года. Тогда Юлия Владимировна провела встречу с нефтетрейдерами, по итогам которой отказалась от плана поднять ставку акциза взамен на обещание участников рынка снизить стоимость горючего. Та договоренность является прямым подтверждением, что налоговая нагрузка и цена на топливо имеют прямую корреляцию.
С этим предположением соглашаются и эксперты рынка. По расчетам Сергея Сапегина, повышение акциза может поднять стоимость высокооктановых нефтепродуктов на 50 коп./л. «Розничный рынок отреагирует на увеличение налоговой нагрузки через полторы-две недели после того, как закон №3078 вступит в силу», — считает г-н Сапегин.
В свою очередь директор компании «Юпеко» Сергей Куюн предполагает, что новый налог (при условии сохранения курса евро к гривне в соотношении 1:10,5) может повысить стоимость бензина примерно на 45 коп./л. Такие прогнозы говорят о том, что в ближайшей перспективе А-95 будет продаваться как минимум на 10% дороже, чем сейчас, — по 5,5 грн./л. Но вполне возможно, что темпы роста цены будут скромнее, если курс гривни продолжит укрепляться. По крайней мере, крупнооптовый сегмент на удорожание национальной валюты в конце прошлой недели уже отреагировал: 95-й подешевел на 0,62% — до 6,068 тыс. грн./т.
|