По Америке прокатилась волна арестов в финансовых кругах. Всё больше и больше бизнесменов обвиняются в создании так называемых пирамид
Первым в ряду этих несчастливцев стал крупный делец Бернард Мэддоф — в прошлом глава крупнейшей в мире биржи «Насдак» (Nasdaq). Компания Мэддофа работала в сфере консалтинга и за 50 лет своего существования получила репутацию надёжной и влиятельной структуры. Сейчас урон, нанесённый клиентам этой фирмы финансовыми махинациями Мэддофа, оценивается в 50 миллиардов (!) долларов.
Дело Мэддофа стало одним из самых громких за последние несколько десятков лет в Америке. Однако на нём победное шествие правосудия не закончилось. Как раз наоборот: вслед за Мэддофом в руки правоохранительных органов стали попадать менее крупные мошенники. Видимо, в период экономического кризиса охранники правопорядка решили покрепче взяться за тех, кто под видом бизнеса присваивает чужие деньги.
Так, вчера прокуратура Манхэттена распространила пресс-релиз об аресте некоего Артура Нэйдела, сообщает РИА «Новости». Под видом привлечения средств в хедж-фонд (частный инвестиционный фонд), Нэйдел собирал деньги с всевозможных инвесторов, но возвращать их, как считает прокуратура, не собирался.
Дело в том, что никакого фонда на самом деле не существует и никаких инвестиций Нэйдел не планировал. Он уверял своих клиентов в том, что в его распоряжении капитал в 300 миллионов долларов, а на самом деле актив горе-бизнесмена еле-еле перевалил за 500 тысяч. Только после того, как партнёры Нэйдела услышали о деле Мэддофа, они, видимо, насторожились и решили проверить предоставленную им информацию. Сейчас Нэйделу 76; сколько ему могут дать за мошенничество, пока не известно.
Ещё одна финансовая пирамида была раскрыта в том же Нью-Йорке. Тридцатисемилетний Николас Космо в течение нескольких лет выплачивал своим клиентам стабильные дивиденды — но не зарабатывая их, а собирая с новопривлечённых инвесторов. Это пирамида в её классическом виде.
По подсчётам местной прокуратуры, предприимчивый Космо смог обворовать клиентов в общей сложности на 370 миллионов долларов. Большая часть этих денег пошла на личные прихоти мошенника — дорогие машины, ювелирные украшения и содержание бейсбольной лиги.
Джеймс Осси — ещё один строитель традиционной пирамиды — заработал на махинациях чуть более скромную сумму — всего 25 миллионов долларов. Он обещал вкладчикам по 10-20% от внесённых средств ежемесячно. Кому-то такое обещание может показаться явным обманом, но, как выяснилось, в период кризиса люди, наоборот, становятся более доверчивыми и ищут лёгких путей заработать. На этом и живут мошенники.
Пятидесятитрёхлетний Джозеф Форте собрал 50 миллионов долларов всего с 80 человек. Менее удачливый Дэйл Грэйбил вытянул из бизнесменов 17 миллионов за 4 года. Его главным козырем было то, что он якобы обладает связями в правительстве и знает, куда и когда вложиться, чтобы заработать. Доверчивым инвесторам он обещал по 25% дивидендов в месяц, однако все дивиденды вместе с вкладами уплыли на личные счета Грэйбила или осели в казино.
Джанетта Стэйндефорд награбила почти 18 миллионов, причём пользовалась не только финансовыми инструментами. Среди жертв мошенницы оказались в основном афроамериканцы, к которым относится и сама Стэйндефорд. Видимо, на руку женщине сработала расовая солидарность, исходя из которой люди доверили свои деньги обманщице.
И какое-то время она доверие оправдывала, хотя лишь отчасти. Те из её клиентов, кто имел хоть какой-то общественный вес, получали от неё регулярные дивиденды, а вот остальные вкладчики (650 человек) потеряли всё. Почти 2 миллиона долларов бесследно исчезли благодаря увлечению Стейндефорд путешествиями и дорогими украшениями, куда делось остальное — предстоит выяснить прокуратуре.
Ещё один представитель многочисленных национальных общин Америки, Джордж Теодуль, нажил состояние на своих братьях-гаитянах. Размер его «грязного» капитала составил 23,4 миллиона долларов.
Наша справка Первая в мире финансовая пирамида появилась на свет благодаря предприимчивости шотландца Джона Ло. В 1720 году эта грандиозная махинация привела к банкротству целого государства — Франции. В историю она вошла под названием Миссисипского мыльного пузыря.
Как ни странно, Америка в этом смысле от Европы поотстала: во времена Миссисипской компании страна находилась в зародышевом состоянии. Зато в ХХ веке американцы наверстали упущенное: в 1920 году некий Чарльз Понти был обвинён в строительстве первой финансовой пирамиды в США.
Тогда почти все деньги удалось найти и вернуть — электронных платежей и оффшорных зон не было и в помине, потому спрятать такие огромные суммы было не просто. Сейчас же дело обстоит намного сложнее: в кризисный период тысячи клиентов подобных мошенников могут оказаться без копейки.
|