Украинский авторынок в I кв. может сократиться на 60—70% — експерт
Объем автомобильного рынка Украины в первом квартале 2009 года может сократиться на 60—70% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года, откатившись на уровень между 2005 × 2006 гг., считает глава информационно-аналитической группы Auto-Consulting Олег Омельницкий.
«Поскольку еще не известны макроэкономические прогнозы и окончательно не ясна природа и длительность кризисных явлений, прогнозировать можно лишь на короткий промежуток. По нашему мнению, авторынок в первом квартале скатится к уровню между 2005 × 2006 годами, это равнозначно падению на 60—70%, и то благодаря запасу прочности за счет роста в 2008 году. Дальнейшая ситуация будет зависеть от действия властей и операторов рынка», — сказал он в ходе «круглого» стола о перспективах авторынка в четверг.
Эксперт подчеркнул, что в настоящее время на авторынок влияет ряд негативных факторов, «отнимающих у него по несколько процентов», в частности, сокращение кредитования до 3—4% (на декабрь 2008 года), доходов населения и покупательной способности, роста гривневых эквивалентов цен в связи с девальвацией национальной валюты, сокращение предложений по мере распродажи складов, сокращение числа дилеров, изменение диспозиции автомобилей.
О.Омельницкий подчеркнул, что почти 15%-ный рост украинского авторынка в 2008 году на фоне спада на европейских рынках (за исключением России), позволяет украинским операторам войти в 2009 год с определенным «запасом прочности», которого уже на было на отдельных европейских сегментах, а резкую девальвацию гривни в конце года в определенной степени смягчило наличие складских запасов.
Касаясь прогнозов объема рынка в 2009 году, участники рынка высказали различные мнения.
По словам директора компании «Авто Интернейшнл» (Mazda, Suzuki) Елены Дуниной, с учетом влияния негативных тенденций (сокращение кредитования практически до нуля, резкий рост курса доллара и евро, что привело к росту цен на автомобили, сокращение покупательской способности, сокращение импорта авто), как ожидается, авторынок в 2009 году сократится на 45—50% по сравнению с 2008 годом — до 320 тыс. ед.
В то же время, по мнению президента корпорации «УкрАвто», народного депутата Тариэла Васадзе, авторынок в текущем году может сократиться до 250—270 тыс. ед.
«Сейчас все страны обеспокоены тем, как помочь автопроизводителям, у нас же об этом никто не думает. Нарушен платежный баланс, гривня девальвировала на 40%, недоверие к банкам растет, уходит внешний инвестор, почти все производители сокращают работников, растет безработица, и если власть не повернется лицом к реальному сектору экономики, скоро не только автомобиль, но и телевизор никто не сможет купить», — подчеркнул он, добавив, что для существования импорта в первую очередь необходимо внутреннее производство.
«Никто реально не оценит рынок в 2009—2010 гг., потому что страной последние несколько лет фактически никто не управляет, сейчас ключевой вопрос – платежеспособный потребитель, а в декабре официальная безработица составила 3%, компании сокращают от 20% до 60% персонала, и кризис в Украине наступит через три-четыре месяца», — считает глава правления ЗАО «Еврокар» Олег Боярин.
По мнению вице-президента корпорации «УкрАВТО» Вячеслава Поврозника, в 2009 году наибольшему сокращению подвергнутся сегменты недорогих автомобилей с учетом отсутствия кредитования, а также дорогих, поскольку их потребитель «будет вынужден спасать свои деньги».
По его мнению, наиболее устойчивым останется сегмент автомобилей средней стоимости, однако, если за три последних года цена «среднего» авто увеличилась с $11 тыс. до $19 тыс., а к декабрю 2008 года сократилась до $16 тыс., то в текущем году она сократится еще значительнее.
В то же время, касаясь вопроса ценовой политики, участники рынка отметили, что сегодня прогнозировать ее сложно, поскольку в первом квартале еще есть на спеццены с учетом наличия складских запасов, а в дальнейшем на нее будет влиять и инфляция, и рост цен производителей с учетом сокращения производства, удорожания ресурсов и материалов.
|