Владельцы НПЗ в Чехии и Литве решили оригинально отреагировать на блокаду поставок российской нефти: вместо компромисса с повышением доли российских нефтекомпаний на чешском и литовском рынках инициаторы блокады добились вовлечения в конфликтную зону арабских инвесторов
Буквально сразу после прекращения блокады поставок газа в Украину бесславно завершилась еще одна энергетическая акция российских властей — блокада трубопроводных поставок российской нефти в Чехию, которая длилась с июля прошлого года. Возобновлению поставок были посвящены переговоры, которые на минувшей неделе провели президент российской АК «Транснефть» Николай Токарев и чешский посол по особым поручениям в сфере энергетической безопасности Вацлав Бартушка.
ПОМИМО вопросов, связанных с разблокированием нефтепроводов, стороны обсудили политику Украины, через территорию которой до блокады традиционно проходило большинство импорта нефти в Чехию. «Был обсужден рост транзитных рисков через территорию Украины в случае исполнения указа Президента Виктора Ющенко от 22 мая 2008 года по обеспечению работы нефтепровода «Одесса — Броды» в аверсном режиме. Чешская сторона несколько по-другому смотрит на эту ситуацию после недавней блокады транзита российского газа через Украину», — заявил по итогам переговоров представитель «Транснефти». «Риск запуска «Одесса — Броды» в аверсе велик. В течение года мы слышим заявления Украины на самом высоком уровне, в то же время российская сторона не видит никакой обратной связи с потребителями Чехии, Словакии и Венгрии. Что касается позиции производителя нефти, то она негативна. Ведь РФ, в случае реализации Украиной аверса, столкнется с необходимостью поиска новых маршрутов для почти 30 млн. т. Это 9 млн. т, которые сейчас проходят через Украину в направлении Черного моря по системе «Броды — Одесса», и 18 млн. т, которые РФ поставляет через Украину в Центральную Европу», — обеспокоился пресс-секретарь «Транснефти» Игорь Демин.
ЧЕМ МЕНЬШЕ КАРЛИКИ, ТЕМ БОЛЬШЕ «БЛОКАДОВЕЛИЧИЯ»
Объявленная Чехии российская нефтяная блокада грозила стать уже пятым за последних полтора года масштабным прецедентом российского энергетического давления на страны бывшего «советского блока».
До начала прекращения поставок Чехия ежегодно потребляла до 8 млн. т нефти, которые шли на три местные НПЗ. Российская нефть высокосернистых сортов являлась сырьем для заводов Paramo, принадлежащих чешской компании Unipetrol. В свою очередь, заводы ее дочерней компании Ceska Rafinerska — Kralupy и Litvinov — могут перерабатывать нефть легких сортов. Владельцем этих активов является польская компания PKN Orlen. Снабжение этих активов ведется двумя нефтепроводами, которые идут навстречу друг другу с Востока и Запада, соединяясь в городке Нелахозевши, центральном хранилище чешского нефтяного резерва.
Из этих двух труб 65% поставок в Чехию до блокады удовлетворял идущий из РФ через Украину и Словакию нефтепровод «Дружба» украинской госкомпании «Укртранснафта». Эта компания и словацкая Transpetrol (входит в группу «Газпромнефти») подкачивали в Чехию около 5,5 млн. т в год. Остальные 35% приходились на нефтепровод IKL. Он начинается в хранилище нефти НПЗ Miro в германском Карлсруэ и приносит чехам еще 2,5 млн. т.
Место и интересы россиян на рынке чешских НПЗ исходят из дислокации. На Западе с чехами конкурирует завод Miro (контролируется Shell, ConocoPhillips, Esso Germania и Ruhr Oel), к северу рынок определяют германские НПЗ MIDER и Leuna, работающие на поставках российского «Сургунефтегаза» (идут через Польшу). На юге работает НПЗ Shvehat австрийской OMV (ресурс из Италии) и на востоке ареал сбыта четырех НПЗ корпорации MOL в Венгрии и Словакии, которые работают на нефти из Ливии (идет через Хорватию), и сырье российской «Газпромнефти» (через Украину).
Цели давления. Передел рынка под шум о «противоракетах»
При такой очевидной географической зажатости единственной надеждой чешских НПЗ на развитие традиционно считалась ориентация на рынок соседней Польши. Такой ориентир и предопределил приватизацию чешских НПЗ польской PKN Orlen. Российские компании конкурс проиграли, что, видимо, дало прекрасный повод «Газпромнефти» и «Сургутнефтегазу» повоевать. Благо, в ряду всех российских нефтяных гигантов именно эти две компании считаются наиболее близкими к российскому премьеру Владимиру Путину. Во многом, ввиду такого фактора, первый «тренинг» по привязке нефтяных проблем к большой политике состоялся еще в 2007 году. Тогда исполнительные власти Чехии решили разместить в своей стране американские войска ПРО, и поставки из РФ в Чехию тут же сократились на 50% в течение нескольких недель. В июле 2008 года размещение противоракет разрешил уже чешский парламент, после чего поставки были сведены на полгода к нулю.
Официальная позиция Москвы в конфликте с Чехией в очередной раз подтвердила жизнеспособность идеи о компенсации дефицита дипломатических талантов энергетическим давлением. Российская сторона отмечала: «Приостановка поставок имеет сугубо технический характер, поскольку, согласно графику экспорта нефти из РФ на II, III и IV кварталы 2008 года, ключевыми поставщиками нефти в Чехию являются «Татнефть» и «Башнефть», которые отозвали ранее поданные заявки на экспорт в связи с изменением мировых цен», — заявила «Транснефть». Правда, последняя из указанных ею компаний до сих пор не призналась, куда делась нефть, ранее законтрактованная на Чехию, а «Татнефть» заявила, что из-за цен оперативно перебросила потоки экспорта с Чехии на Турцию. Но эти утверждения не нашли подтверждения в статистике работы нефтетерминалов в РФ и Украине.
ПРОВАЛЬНЫЕ ИТОГИ
Затея с изоляцией Чехии и «вырубанием нефтяных окон» на рынки ЕС при открытой на них двери имела шансы на успех. Правда, сразу после начала блокады министр промышленности и торговли Чехии Мартин Риман заявил прессе, что к ее началу хорошо подготовились государственная трубопроводная компания Mero, оперирующая чешским участком «Дружбы», и оператор трубопровода IKL. «Эти компании заключили контракт на поставку в Чехию до 10 млн. т нефти через нефтепровод IKL на случай возникновения нештатной ситуации. В ходе подготовки контракта были подписаны соглашения с оператором европейского трубопровода TransAlpians Lines (TAL), берущего начало в итальянском Триесте, и оператором Southern European Pipeline (SPSE), идущего с юга Франции. Эти соглашения позволили загрузить чешские НПЗ», — заявил министр. Он добавил, что особую роль в урегулировании блокады удалось сыграть правительству, которое загодя смогло накопить крупный нефтяной резерв.
В сухом остатке состоявшиеся на минувшей неделе переговоры между Чехией и РФ зафиксировали этот успех чешской стороны. Это видно хотя бы потому, что стороны пришли к беспрецедентному для российской «Транснефти» результату.
Российская сторона впервые в своей истории отказалась от традиционной практики закрепления за абсолютно всеми трубопроводными направлениями экспорта нефти из РФ уполномоченных операторов — «отдельно взятых» офшорных трейдеров, имена которых определяются высоко в Кремле и без проведения открытых тендеров, «по мере поступления заявок» в местное Минтопэнерго. Отныне место этих офшоров займет зарегистрированный в Праге новый чешско-российский оператор, который будет создан Unipetrol и «Транснефть».
НПЗ MAZEIKIU NAFTA ИЩЕТ «СПОНСОРА»
Еще одним беспрецедентным итогом блокады Чехии стала новая инвестиционная политика самой PKN Orlen, которая по-новому забеспокоилась о принадлежащем ему литовском НПЗ Mazeikiu nafta. Исполнительный директор этой корпорации Яцек Кравец сразу после завершения чешско-российских переговоров заявил, что Orlen намерен получить доступ к нефтяным месторождениям Ближнего Востока. «Со своей стороны наша компания предложила партнерам доступ к переработке нефти и сети сбыта нефтепродуктов — мы начали работать над тем, чтобы обменять долю в литовском заводе Mazeikiu nafta на доступ к ближневосточной нефти. Окончательное решение в этом вопросе остается за нашим правительством и властями Литвы», — заявил он.
Если планам Orlen ничто не помешает, вполне вероятно, что Mazeikiu nafta, доминирующая на рынке импорта нефтепродуктов в соседних странах, сможет получить новый стимул для развития. Лидирующее место занимает литовский завод Orlen и в импортных поставках нефтепродуктов в Украину, три из шести НПЗ которой ныне простаивают из-за необходимости модернизации. В недалекой перспективе такой расклад неминуемо приведет к увеличению доли западных импортеров на отечественном рынке. Опосредованно арабские поставщики, которые, работая нынче исключительно в нефтегазодобыче Украины, выйдут на отечественный рынок. Это либо подхлестнет медлительных владельцев большинства украинских НПЗ, либо заставит их распродать активы.
Но подобные процессы выглядят делом пусть недалекого, но все же будущего. В реальном же времени единственной реакцией Украины на бесславное завершение блокады Чехии стал подсчет убытков и новое оживление проекта «Одесса — Броды». На минувшей неделе украинское правительство заявило о завершении разработки новым ТЕО аверса этого трубопровода. Чешская блокада, судя по всему, была «полной неожиданностью» для «Укртранснафты», которая не нашла сил для проработки адекватных мер реагирования. На счет невосполнимого ущерба от чешской блокады ею было отнесено более 18% из всех $ 65млн. общих убытков компании в минувшем 2008 году. О том, заставлял ли расчет этих убытков компанию предлагать что-либо Чехии вместо прекратившихся российских поставок, компания прессе не сообщала.
|