Вчера Министерство финансов России сообщило, что на прошлой неделе в Москве действительно были проведены переговоры об условиях кредитования украинского правительства. «Украинская сторона высказала просьбу оценить возможность предоставления кредита в размере 5 миллиардов долларов США на покрытие дефицита бюджета Украины», — сообщили в федеральном финансовом ведомстве. По предварительной информации, процентная ставка по российскому кредиту составит Libor+8-9%, а сам заем будет предоставлен на 5-7 лет.
Между тем поиск правительством Тимошенко денег в Москве президент Ющенко вчера назвал противозаконным и коррупционным. В Секретариате главы государства уверены, что правительство получит деньги россиян в обмен на гарантии, которые не подлежат оглашению и вряд ли будут прописаны в кредитном договоре.
«Кулуарный визит делегации украинского правительства в Россию проходил с нарушением правовых норм, которые регламентируют в Украине международные переговоры», — так вчера оценил президент информацию о том, что украинское правительство договаривается о получении кредита в Москве. «Президенту известно лишь о техническом задании переговорной группе, и он считает недопустимым объединять получение Украиной кредита с ратификацией договора о «нулевом варианте» и о судьбе отечественной ГТС», — объяснила пресс-секретарь Ющенко Ирина Ванникова.
В свою очередь, российские эксперты также не исключают, что 5 миллиардов займа Украина может получить взамен на выполнение ключевых требований России. В их числе не только «нулевой вариант», но и предоставление преференций российским компаниям при приватизации «Укртелекома» и Одесского припортового завода.
Первый зампред комитета Госдумы России по делам СНГ Константин Затулин уверяет, что ратификация «нулевого варианта» была бы выгодна в первую очередь Украине. По его словам, Россия уже выполнила свои условия договора и погасила все долги СССР, в том числе и украинскую часть. Поэтому, считает российский делегат, Киеву уже практически невозможно аргументировать свои претензии на активы СССР. «Такие условия предоставления кредита для Украины сняли бы лишние противоречия между странами», — считает Затулин.
В то же время президент российского Института национальной стратегии Станислав Белковский отметил «ДЕЛУ», что «нулевой вариант» — условие второстепенное. Ключевыми являются договоренности о преференциях со стороны украинского правительства для российских компаний во время планируемой приватизации. Он даже назвал претендентов: холдинг «Еврохим» — на Одесский припортовый завод и финансовая корпорация «Система» — на «Укртелеком». В то же время эксперт уверен, что в конечном счете владельцами украинских монополистов станут оффшорные компании, а российские бренды будут лишь прикрытием. «От этой сделки проигрывает только Россия, потому что ее финансовое положение слишком критическое для того, чтобы давать такие кредиты», — отмечает он.
Бывший замглавы Фонда госимущества Украины и народный депутат Александр Бондарь считает слова Белковского провокацией. «Я знаю политику правительства Тимошенко в сфере приватизации: Кабмин выступает за открытые аукционы, и тот, кто предложит лучшие условия, получит актив», — убеждает парламентарий.
Если же скандальные договоренности все-таки существуют, Верховная Рада не сможет помешать Кабинету Юлии Тимошенко. По словам члена парламентского комитета по вопросам бюджета регионала Владислава Лукьянова, ратификации Верховной Рады для подписания документа закон не требует.
«Нулевой вариант» — это договор 1994 года между Украиной и Россией, согласно которому Киев отказался от претензий на заграничную собственность бывшего Союза, а Москва обязалась выплатить внешний долг УССР. Договор подписали, но Верховная Рада отказалась его ратифицировать, от России потребовали предоставить полную информацию об активах и долгах СССР, а также данные об алмазном и золотом фонде союзного государства. Ведь по неофициальным данным, настоящая стоимость зарубежной собственности Союза может составлять 300-400 миллиардов долларов, что в несколько раз выше долгов СССР. Как сообщил «ДЕЛУ» экс-глава МИД Анатолий Зленко, золотой фонд на момент распада Советского Союза составлял 240 тонн.
|