Какие реальные угрозы для государства несут газовый конфликт, экономические и политические беды.
Киев рискует оказаться «сам по себе»
Украинская столица – психологический эпицентр кризиса. Киевляне быстрее других привыкли воспринимать благосостояние как норму. Но кредитный рай, словно сказочная жар-птица, ускользнул из рук столичного среднего класса.
Город рискует стать ареной жесточайших политических боев на фоне углубляющегося кризиса. Партийные боссы попытаются оседлать народное недовольство, направляя демонстрантов на Банковую и Грушевского. Столица будет активно генерировать антикризисные планы, рассуждать об обновлении элит и возникновении «третьих сил».
Увлеченные борьбой за власть, политики могут и не заметить, как бедствующая провинция перестанет обращать внимание на столичные дебаты, а битва за Украину сведется к локальным стычкам на Печерских холмах.
В условиях затяжного кризиса Киев рискует оказаться «вещью в себе», потеряв связь с остальными частями страны.
Восток-Запад: звездный час радикалов
О сильной руке будет мечтать вся страна, пораженная экономическим кризисом. Но Запад будет ратовать за руку с ярко выраженным национальным уклоном. Для Донецка и Луганска этот рецепт неприемлем. Стало быть, усилится аллергия на Галичину, и без того процветающая в юго-восточных областях.
К несчастью для Львова и Ужгорода, поток денежных переводов из Европы, традиционно поддерживавший западные области, резко сократится.
Сознательные галичане будут недолго задаваться вопросом «Кто виноват?». Виновата безыдейная политическая элита, напрочь лишенная национального духа и плюющая на страну. Олег Тягнибок может быть доволен – очевидно, на Западе возрастет популярность радикалов, сулящих твердую, стопроцентно украинскую власть. В национал-демократическом лагере возможен раскол, и национализм имеет все шансы нокаутировать демократию.
Безрадостное обличье экономического кризиса на Востоке – толпы работяг, выброшенных на улицу. Разумеется, для обездоленного донецкого пролетария во всех бедах виновата проклятая оранжевая власть, развалившая экономику и рассорившаяся с Россией. Соответственно, главными претендентами на роль спасителей станут левые и пророссийские силы. В глазах львовян и тернопольчан Донбасс будет все больше ассоциироваться с антиукраинской «пятой колонной».
Когда бюджет трещит по швам и государственных средств явно не хватает на всех, особую значимость обретает деление страны на дотационные области и регионы-кормильцы. Не без подсказки «добрых людей» Донбасс вспомнит о мифе, будто именно он содержит всю Украину, включая нелюбимых киевлян и галичан. «Зачем делиться с бандеровцами?!» – боюсь, этот сакраментальный вопрос станет популярен в индустриальных районах Юго-Востока.
Крым: «В Москву! В Москву!»
Со строптивым полуостровом все ясно. «В Москву! В Москву!» – клич чеховских сестер многие воспримут как главный антикризисный рецепт в АРК.
Для крымчан Россия – земля обетованная. Там нет Ющенко и Тимошенко, зато есть Путин, Медведев и стабилизационный фонд. В России – уверен крымский обыватель – с экономическим бедствием успешно борются, а если где-нибудь борьба с кризисом пробуксовывает, российское телевидение этого не покажет.
Поэтому создается впечатление, что в кризисных условиях запас прочности у РФ выше. И жители неблагонадежного Крыма – первые, у кого возникнет желание сойти с украинского «Титаника», пересев на корабль, который кажется крепче. Увы, нынешнее украинское руководство бесславно проиграло битву за умы и сердца крымчан, усилив сепаратистские настроения в автономии. Теперь полуостров может стать российским настолько, насколько сочтет нужным сама Россия.
На время кризиса забудьте об идеологии
Максимум, что может сделать сегодня украинская власть, – взять на вооружение принцип «Не навреди». Не надо усугублять ситуацию, подливать масла в огонь, сталкивать лбами Восток и Запад, засорять информационное пространство медиавирусами, несущими вражду. И, прежде всего, государство должно свернуть гуманитарную политику, подрывающую и без того хрупкое украинское единство.
На время кризиса необходимо забыть о непризнанных героях, языковом вопросе и церковных делах. И вспомнить, что помимо идеологических догм существует объективная реальность, грозящая Украине дезинтеграцией.
Есть мнение
Газовый конфликт с Россией стал темой №1 для миллионов украинцев. Комментарии варьируются от «Кремлевский фюрер душит Украину!» до «Оранжевое ворье получило по заслугам!» Оценки газовой войны на Востоке и Западе страны оказались диаметрально противоположными – хотя речь идет об общих экономических интересах. И это яркое свидетельство глубочайшего мировоззренческого раскола.
Пора взглянуть правде в глаза. На сегодняшний день украинцев как единой политической нации от Симферополя до Тернополя не существует. Попытка привить нашим гражданам общие ценности терпит фиаско.
Гуманитарная политика последних лет кому-то нравилась, кому-то нет, но она превратила ментальную трещину между Востоком и Западом в Большой каньон.
До недавних пор отсутствие национального единства удавалось худо-бедно компенсировать. Формой, удерживающей рыхлый песочный замок, выступало государство – источник зарплат и пенсий, дотаций и директив. Но нарастающий экономический кризис вряд ли позволит государству исправно выполнять социальные обязательства и приведет к деградации управленческого аппарата. А, значит, центробежные тенденции могут усилиться, грозя Украине федерализацией или чем-то похуже.
Говорят, общая беда объединяет. Однако на консолидацию украинцев перед лицом экономического бедствия рассчитывать не стоит. Лики кризиса в разных регионах страны отличаются, а спасительные рецепты – тем более.
Решительных шагов, способных консолидировать страну, от правящей элиты ждать бессмысленно. Наши лидеры не смогли победить раскол на фоне относительного благосостояния, сегодня эта задача им тем более не по плечу.
Мы спросили у знающих людей: Насколько вероятна угроза раскола страны?
«Сепаратизму в Украине помешают распри»
Виктор НЕБОЖЕНКО, кандидат социологических наук, политолог:
Я уверен, что раскол Украины на несколько независимых государств невозможен. И этому есть ряд объективных причин. Страна изменилась после 2004 года. Во-первых, последние социологические исследования показывают возникновение четырех центров политического влияния. Кроме двух – «Запад» и «Восток» – есть еще «Центр» и «Киев». То есть, трое всегда будут «играть» против одного – объединяться, чтобы не допустить отделения четвертого.
Во-вторых, Киев, политическое влияние которого заметно усилилось, ни при каких условиях не допустит этого сценария. И, наконец, распри внутри каждого из четырех «новых» центров не дадут сформироваться единой сепаратистской элите данного региона.
«Не потакайте провокаторам!»
Эдуард ЛИМОНОВ, лидер российской Национал-большевистской партии (НБП), писатель, уроженец Харькова:
– Тема украинского сепаратизма надумана. В нынешних условиях говорить о разделении Восточной Украины и Западной – просто несерьезно. Я против того, чтобы тему сепаратизма раздувать, и считаю, что здесь ничего нового сказать не удастся: сейчас это служит исключительно для провокаций.
«Федерализм – да, раскол – нет»
Владимир ФЕСЕНКО, директор центра политического анализа «Пента»:
– Мировая практика показывает, что раскол в государстве происходит не при ухудшении экономической ситуации, а, наоборот, на подъеме. Из-за неравномерного развития регионов более сильные пытаются «отколоться» от тех, кто слабее. В Украине все осложнено затяжным экономическим кризисом, который может повлечь за собой изменение существующего строя страны.
В условиях падения рейтинга всех политических лидеров страны, а как следствие, и ослабевания центральной власти, местные органы самоуправления могут требовать федерализации Украины. Такой сценарий не несет угрозы расколу страны, а лишь изменит конституционное устройство государства.
Цифра
63,5% украинцев не верят, что власть способна преодолеть экономический кризис. Таковы результаты исследования Института Горшенина, проведенного с 19 по 22 декабря в рамках программы «Пульс кризиса»
Михаил ДУБИНЯНСКИЙ
|