Надоел мне ваш вонючий газ", - такое не на всякой коммунальной кухне услышишь. "Когда нам говорят, что Грузия должна платить за тысячу кубометров газа 235 долларов, это как "Саперави" - самое отравляющее вещество в мире". Эти высказывания принадлежат лидерам двух независимых стран - Украины и Грузии, пишет РИА Новости. Господа Ющенко и Саакашвили особо не выбирают выражений. Впрочем, это далеко не единственное сходство двух президентов, пришедших к власти на волне цветных революций. Хотя и не с улицы попали в президентские дворцы. У одного за плечами университет Джорджа Вашингтона, обучение в Страсбургском институте прав человека, Академии европейского права во Флоренции и - в Киевском институте международных отношений. Другой, начав трудовой путь помощником главного бухгалтера колхоза "40-летие Октября", имеет звание Заслуженного экономиста Украины.
Обоих еще называют "проектами госдепа". Естественно, в политике они придерживаются проамериканского курса.
Безусловным отличием двух руководителей можно считать то, что Саакашвили за свою президентскую бытность сумел сместить пятерых премьеров. Ющенко же споткнулся на втором, точнее второй. Юлия Тимошенко оказалась ему не по зубам. Очутившись в "газовой войне" по разные стороны баррикад со своей бывшей единомышленницей, Виктор Ющенко даже готов пренебречь тем самым "вонючим газом". И все - лишь бы дискредитировать действия возглавляемого ею правительства. Однако выпады президента в адрес премьер-министра поддерживают далеко не все – парламентская коалиция обвиняет его в предвзятом отношении к правительству и покрытии коррупционных схем в газовой сфере. Их публичная ссора на заседании Совета национальной безопасности и обороны Украины опустила и без того супернизкий рейтинг Ющенко в глазах украинцев (вот уже два года он держится на уровне 5%).
Готовность, чтоб удержаться у власти, приносить в жертву интересы граждан своей страны, демонстрирует и Саакашвили. Разрыв дипломатических отношений с Москвой после августовского конфликта нанес Грузии чувствительный ущерб. Причем не только в человеческом плане, но и в экономическом. Чего стоит только последняя директива об уничтожении виноградников, поскольку вывозить вино практически некуда. Ведь главный экспортер – Россия – утрачен. При этом сам Мишико считает, что его страна от произошедшего "не выиграла, но и не проиграла". Именно с таким убеждением он и выступил 12 февраля в парламенте с ежегодным обращением. За почти десяток лет грузинский президент впервые рискнул ответить на прямые вопросы оппозиции. Прежде он предпочитал в таких случаях убегать из зала парламента либо разгонять несогласных полицейскими дубинками.
Вчера президент, прежде всего, порадовал сообщением, что в Грузии "кризиса нет, есть лишь экономические сложности". Потом уточнил, что, собственно, основные сложности даже не в Грузии, а "в соседних странах" (читай – в России). И это говорилось гражданам на фоне устойчивой тенденции к снижению уровня жизни, падении производства и росте безработицы. Впрочем, с безработицей Саакашвили готов бороться весьма оригинальными методами: он пообещал "стать родственником" тем бизнесменам, "которые организуют 100 рабочих мест". И крестить их детей. Что ж, этот оригинальный способ спасения экономики обязательно подействует – в сочетании с 4,5 млрд долларов кредитов, которые Запад выделяет Тбилиси.
По мнению экспертов, многочасовое выступление президента в парламенте – подготовка к весенним акциям оппозиции и демонстрация того, что, несмотря на пошатнувшийся после августа 2008-го авторитет, из власти Саакашвили уходить ни в коем случае не собирается. Как и его коллега Ющенко.
Но как же поднимать рейтинги этим двум мужам? Может, обратиться к женам? Вряд ли они в силах помочь. Что Катрин Клер Чумаченко из штата Флорида, что Сандра Рулофс, уроженка Голландии, по сути иностранки в своих странах, они не способны ощутить здесь пульс гражданской жизни.
Нет под рукой и плеча политических сподвижниц. В свое время именно с помощью Юлии Тимошенко и Нино Бурджанадзе Ющенко и Саакашвили уселись в президентские кресла. Правда, Юлия Владимировна быстрее испытала разочарование в "оранжевом" президенте. Нино, со свойственной грузинским женщинам выдержкой, терпела дольше. Но и она, в конце концов, стала серьезным политическим оппонентом. "Саакашвили вверг страну в кризис, выход из него я вижу в проведении досрочных выборов президента", - говорит Бурджанадзе.
Выходы из тупиков, в которые заводит их собственная политика, украинско-грузинские президенты находят удивительно похожие. Экономические проблемы стремятся решать за счет западных заимствований. Грузия уже задолжала международным институтам 1 млрд. 466 млн. долларов, и это только начало, страна "сидит на игле" западных кредитов. Украине МВФ недавно дал в долг 16,5 миллиарда, что не спасает национальную валюту от девальвации. Только что, не выдержав, подал в отставку министр финансов Виктор Пинзеник – он пояснил, что его "профессиональная позиция стала заложником политики".
А общаться с внешним миром оба президента мечтают с помощью НАТО. Стремление попасть в Североатлантический альянс у Ющенко и Саакашвили прямо-таки маниакальное. Многие эксперты уверены, что августовское нападение на Цхинвал грузинский президент затеял с целью подтвердить территориальную целостность страны и ускоренными темпами вступить в военный блок. Ющенко, в свою очередь, буквально "насилует" свое население, чтобы получить согласие украинцев на членство в НАТО. На что народ, в большинстве, регулярно отвечает отказом.
Синхронность поведения Ющенко-Саакашвили наводит на мысль, что планы их действий составлены в одном заокеанском аналитическом центре. Похоже, их главный пункт – оторвать Грузию и Украину от России. И вот с этим-то пунктом президенты успешно справляются.
Ни в прошлой, ни в новейшей истории российско-украинских отношений не было человека, так много сделавшего для их ухудшения, как Виктор Ющенко. Ребенку понятно, что между двумя ближайшими славянскими народами чувства ненависти не было и нет. Но его можно попытаться вырастить, для чего делается немало - раскол украинской церкви, разжигание национализма, когда в ход идет все, от запрета на использование русского языка до прославления фашистов и бандеровцев, голодомор как геноцид, наконец.
В антироссийских настроениях посоревноваться с Ющенко может разве что Саакашвили, умудрившийся довести дело между русскими и грузинами до открытой войны. А когда его "решительные шаги на пути мирного и окончательного объединения Грузии" завели в тупик, ответственность президент возложил на "неусыпного врага" Путина. Сравнив его недавно с иранским шахом Аббасом (известным своей звериной жестокостью).
Когда очередные действия "проектов госдепа" потребовалось согласовать, президенты дружно слетали за океан и заключили, похоже, написанные под копирку хартии о сотрудничестве США с Украиной и Грузией.
Сами Саакашвили и Ющенко встречаются с регулярностью почтового поезда. И здесь Мишико, несмотря на молодость, опередил своего коллегу: выучил украинский язык и стал крестником ющенковского внука. Видимо, они легко понимают друг друга на "мове". Кумовьям осталось лишь дуэтом сыграть на бандуре.
А что остается делать Москве? И на Украине и в Грузии попытки оппозиции вывести собственные страны из-под полного западного влияния будут лишь умножаться. Россия, не вмешиваясь в их внутренние дела, имеет новый шанс поддержать действительно национально ориентированные силы в государствах – соседях. Хотелось бы только не ошибиться в лицах и способах поддержки. "Артисты-бандуристы" уже утомили.
|