С начала действия новых штрафов прошло уже больше трех месяцев. В результате драконовских мер аварийность, по данным ГАИ, удалось уменьшить почти на 40%. В Департаменте ГАИ отмечают, что этот показатель — подтверждение того, что решение об ужесточении законодательства верное. Между тем водители говорят о том, что такое повышение штрафов за нарушение ПДД привело к тому, что у инспекторов ГАИ выросли аппетиты.
Если раньше действовал «единый тариф», — 20 грн. за стандартное нарушение — то сейчас размер взяток дифференцирован. С другой стороны, многие водители отмечают, что взятки сейчас уже берут гораздо меньше.
Чтобы выяснить, как на самом деле обстоит дело с коррупцией на дорогах, мы обратились к представителям общественных организаций и водителям (читателям газеты через веб-сайт и водителям коммерческого транспорта, которые ездят по всей Украине). А также провели собственный эксперимент. Сразу оговоримся: цель нашей статьи — не подсказать водителям, как и за сколько можно договориться с гаишником, а обратить внимание компетентных органов на эту проблему.
БЕРУТ РЕЖЕ, НО БОЛЬШЕ
По словам председателя общественной организации «Федерация авто- мотолюбителей Украины» Виталия Дзюбы, количество случаев злоупотребления со стороны гаишников, значительно уменьшилось. «Договориться с инспектором стало сложнее, а вымогать деньги в открытую практически перестали, потому как рядовые гаишники боятся проверок со стороны службы внутренней безопасности, — говорит эксперт. — Так, работники ГАИ во всю манипулируют штрафной вилкой. Например, если законом предусмотрено наказание за нарушение 255—340 грн., то инспектора сразу «пугают» максимальной цифрой в 340 грн. Снижают размер штрафа только в случае личной заинтересованности».
На дорогах. Проведенный среди читателей нашей газеты опрос показал, что деньги берут преимущественно на трассах. «Я езжу в командировки, за рулем автомобиля постоянно, — говорит менеджер одной из агрофирм Александр Б., — тарифы за превышение скорости на трассах составляют от 50 до 100 грн. и берут деньги работники ГАИ с пребольшим удовольствием». Однако названные им тарифы оказались «льготными», поскольку, по словам других опрошенных нами водителей, приходиться давать и по 150, и по 200—250 грн., и еще более значительные суммы — в зависимости от вида нарушения.
«В основном сумма «откупного» составляет порядка 30—50% от размера штрафа», — говорит нам водитель микроавтобуса Евгений К., который развозит на свое бусе товары по нескольким областям. Так, по его словам, откупиться от нарушения, ответственность за которое предусмотрено частью 1 ст. 122 КоАП (превышение скорости, требования дорожных знаков: штраф 255—340 грн.) стоит в среднем 100 грн. «Мне один раз гаишник даже сдачу с двухсотенной купюры выдал», — рассказывает водитель.
Зависят размеры взяток и от региона, в котором произошло нарушение: чем дальше от Киева, тем дешевле. Так, на трассе Киев-Одесса возле Жашкова за превышение скорости берут «полтинник», а на Житомирской, в 100 км от столицы инспектора меньше чем за 150 грн. даже «разговаривать» не хотят. Значительно удалось уменьшить коррупцию только непосредственно возле Киева — здесь стоят патрули с радарами нового поколения «Визирь», которые фиксируют нарушения дистанционно (работники ГАИ водителей не останавливают, а штрафы приходят по почте владельцам автомобилей). Но каждый такой радар стоит дорого и вооружить им все патрульные автомобили нереально, особенно сейчас, когда, по словам министра МВД Юрия Луценко, у МВД не хватает денег даже на зарплаты.
В МРЭО. Однако размеры мзды, которую надо дать работникам ГАИ на дорогах, меркнут по сравнению с суммами, которые проходят в регистрационных отделениях. Так, по данным прокуратуры, в Ровненской области задержан старший инспектор Госавтоинспекции при получении им взятки в размере 10 тыс. грн. и $5 тыс. За такую сумму он обещал вернуть одному из граждан изъятые документы на авто и провести регистрацию транспортного средства (в данный момент ведется следствие). Однако настолько крупная сумма — скорее исключение, чем правило. В большинстве случаев в МРЭО берут деньги «по мелочи» — за ускорение различных регистрационных процедур.
Судя по письмам наших читателей, снять автомобиль с учета за полчаса стоит около 300—400 грн., иначе водителю приходится простаивать в многочисленных очередях от одного до нескольких дней. А для того, чтобы быстро получить временный регистрационный талон, необходимо «положить сверху» еще 150 грн. регистрационный талон, необходимо «положить сверху» еще 150 грн.
НАШ ЭКСПЕРИМЕНТ
Слова водителей — не показатель объективности, поскольку они изначально могут не «любить» сотрудников ГАИ. Для проверки информации мы провели собственный эксперимент. В течение нескольких дней мы ездили по трассам государственного значения. Изначально мы задумали специально нарушать ПДД перед работниками ГАИ, а потом предлагать деньги. Но потом от затеи отказались. Во-первых, ПДД написаны кровью тех, кто их нарушал, а подобные действия с нашей стороны теоретически могли привести к ДТП. Во-вторых, это можно расценить как провокацию взятки, за что предусмотрена ответственность по ст. 370 УК Украины. Поэтому было принято решение о сборе информации в пассивном режиме: обычной езды по украинским дорогам.
В качестве «приманки» послужили два автомобиля: новый (Volvo S40 2008 года, цена выше $30 тыс.) и старый (Volvo 740 1988 года, цена — $4 тыс.) С помощью этого хода мы попробовали выяснить, насколько отличается отношение сотрудников ГАИ к водителям транспортных средств в различных ценовых категориях. Сразу скажем, что внешнее состояние старой Volvo 740 несмотря на полную техисправность оставляло желать лучшего: царапины на кузове, битый задний фонарь, выглядывающая из бампера трубка газобаллонного оборудования (ГБО) — такие авто всегда привлекают излишнее внимание. Для того чтобы не попадаться на камеры, мы забрызгали номера обоих автомобилей грязью, таким образом какие-либо решения о штрафах мог принимать только человек — «на месте».
ПРЕВЫШАЕМ СКОРОСТЬ
Дорогой автомобиль. Движемся по трассе Киев—Житомир на стандартной скорости 90—110 км/час, а в населенных пунктах стараемся снизить ее до 70—80 км/час, чтобы удержаться в рамках правил. Спокойной езды хватило лишь на 100 км, затем ее прервал внезапно появившийся знак «40» и сотрудник ГАИ с радаром. В патрульной машине протянутые 100 грн. сняли вопросы о превышении на 23 км полностью.
Дешевый автомобиль. Второй автомобиль проходил испытания на трассе Киев—Харьков. Проехать без нарушений удалось лишь 50 км, после чего автомобиль остановили за «70» за превышение скорости на 24 км. Вопрос в этом случае решить так просто не удалось, поскольку нарушений оказалось больше: скорость, доверенность вместо временного талона, незарегистрированное ГБО. После нескольких минут переговоров и оправданий, работник ГАИ взял 200 грн.
НАРУШАЕМ «ПОЛОСНОСТЬ»
Дорогой автомобиль. Одно из «популярных» нарушений, которые фиксируют сотрудники ГАИ, — несоблюдение полосности при движении по трассе. Дело в том, что согласно п. 11.2. ПДД, нерельсовые транспортные средства обязаны придерживаться правого ряда. Между тем, в правом крайнем ряду дорога, как правило, разбита, поэтому автомобилисты ездят в крайнем левом либо среднем. Именно на это нарушение мы и попались на Броварском шоссе. Гаишник сразу рассказал о том, что штраф за это нарушение составляет 340—425 грн. В ходе торга удалось договориться за 50 грн., указав на разбитую дорогу и объяснив, что ехать справа вредно для ходовой автомобиля.
Дешевый автомобиль. На Житомирской трассе нас остановили за точно такое же «нарушение», но после отпора и давления на сотрудника с указанием того, что дорога разбита, нас просто отпустили.
«НЕПРАВИЛЬНЫЕ» ДОКУМЕНТЫ
Дорогой автомобиль. Поскольку все документы на новое авто у нас были в порядке, мы попробовали сымитировать забытый дома техпаспорт. Остановивший нас поздно вечером гаишник на ул. Газопроводная (г. Киев) протянутую «сотку» проигнорировал, а о взятке даже не захотел слушать. Удалось лишь выпросить минуту, чтобы «поискать документ». Естественно, что техпаспорт был найден в другом кармане. Нас сразу же отпустили.
Дешевый автомобиль. Проблем со старым автомобилем оказалось больше. Во-первых, остановивший нас на трассе Киев—Одесса гаишник сразу придрался к тому, что отсутствует временный талон, утверждая, что доверенность больше «не катит». Во-вторых, в техпаспорте не было отметки о установленном ГБО. В-третьих, отсутствовал талон техосмотра. В-четвертых, на двигателе от времени стерся идентификационный номер. «Порешать» все вопросы удалось за 200 грн.
«ХМЕЛЬНОЙ» РЕЙС
В своих письмах наши читатели часто жаловались на то, что работники ГАИ несправедливо обвиняют водителей в том, что те находятся в состоянии алкогольного опьянения, а врачи подтверждают мнения гаишников, признавая трезвых людей пьяными. Так, за выпитую за 4 часа до поездки бутылку пива наш читатель Николай М. из Донецка утверждает, что заплатил «налом» 1500 грн., а Алексей К. из Киева говорит, что раскошелился на 3 тыс. грн. за запах водки, которую он пил накануне вечером.
Мы решили проверить, действительно ли врачи с гаишниками работают в паре и идут на такие нарушения. Для этого состояние алкогольного опьянения автором этих строк было сымитировано. Я специально ехал поздно вечером по Окружной дороге в Киеве медленно и неуверенно, часто петляя и останавливаясь возле мест скопления женщин легкого поведения. Естественно, что первый же патруль ГАИ меня остановил. Для закрепления успеха перед выходом из автомобиля прополоскал водкой рот — чтобы был запах.
Гаишник, проверив документы, предложил признаться в том, что я пил, и подписать протокол. После нашего отказа он предложил поехать к врачу в пункт медобследования водителей по ул. Семьи Хохловых. Ни мольбы отпустить меня, ни угрозы о том, что буду жаловаться, не помогали. Тогда я достал 1000 грн. и предложил решить вопрос полюбовно. Получил отказ. Увеличение суммы до 1500 грн. также не дало результата, не спасли и 2000 грн. С удовлетворением отметив про себя честность инспектора, согласился пойти к врачу.
Фельдшер провел обследование за считанные минуты: задал несколько вопросов, провел тест на координацию движений и проверил реакцию зрачка. Затем попросил меня выйти, а гаишника остаться. Через минуты гаишник вышел и молча вернул права. Как видим, никаких злоупотреблений обнаружить не удалось.
КОММЕНТАРИЙ ГАИ
О том, как в Департаменте ГАИ МВД Украины борются со взятками на дорогах, для «Сегодня» рассказал начальник Департамента генерал Сергей Коломиец:
«У нас есть два пути борьбы со взятками на дорогах: первый — задерживаем своих нечистых на руку, второй — тех, кто дает взятки, материалы затем передаем в прокуратуру. Это не разовые рейды, есть постоянные группы, которые этим занимаются в каждой области. Часть из этих групп работает гласно, часть – негласно, кроме того, есть техника, которая фиксирует то, как работает инспектор (например, видеокамеры).
Скажу, что слухи, будто количество взяток после введения новых штрафов сначала упало, а теперь возобновилось и даже увеличилось, — неправдивы. На самом деле количество взяток упало в разы. Конечно, отдельные случаи и сейчас есть, не отрицаю, мы с ними боремся. Но массового взяточничества, как это было когда-то, сейчас нет. Это я заявляю со всей ответственностью».
Для того, чтобы выяснить, как именно идет борьба с нечистыми на руку гаишниками, мы связались с одним из работников внутренней службы безопасности, который на условиях анонимности раскрыл секреты работы.
«Неподалеку от патруля ГАИ мы ставим неприметный автомобиль с гражданскими номерами. Из него наблюдаем за работой инспекторов, кроме того, проводим видеосъемку. Если какого-то водителя остановили, но не оформили, догоняем его и спрашиваем почему.
Также гаишника могут попросить вывернуть карманы — больше 100 грн. у него быть не должно. На нарушителей составляем рапорт и передаем в прокуратуру. Но за мелкую взятку уголовной ответственности не предусмотрено — инспектора подвергают дисциплинарному наказанию либо увольняют».
НАШИ ВЫВОДЫ
Из проведенного исследования можно сделать несколько выводов. Начнем с позитива. Во-первых, масштабы коррупции действительно уменьшились, а взятки перестали вымогать. Наиболее сильно ситуация изменилась в столице, где договориться с инспектором реально стало очень сложно. Очень порадовал тот факт, что нам никак не удалось договориться с инспектором о том, чтобы он закрыл глаза на запах алкоголя — с пьянством за рулем начали реально и жестко бороться.
Но есть и негативные моменты, которые остались с прежних времен. Так, на трассах и в регионах мздоимство продолжается, а размеры взяток выросли как минимум в пять раз. Коррупции способствует несовершенство законодательства, которое позволяет принимать работнику ГАИ субъективные решения и некоторые явно незаконные инструкции МВД (регистрация ГБО, временные регистрационные талоны). Кроме того, даже неспециалисту понятно, что окончательно победить коррупцию без повышения зарплаты рядовым сотрудникам ГАИ невозможно, поскольку на 1600 грн. прожить взрослому человеку и прокормить семью все равно нереально.
|