В Украину возвращается подзабытое понятие дефицита продуктов. Под угрозой исчезновения импортные деликатесы и товары мелких отечественных производителей
Сторонница здорового питания юрист Татьяна Тимошенко старательно ищет на полках столичного супермаркета овсяную кашу «Русский продукт» для своего двухлетнего сына Данилы. Но именно этой, по мнению молодой матери, самой «правильной» овсянки, в продаже почему-то нет уже несколько недель. «Куда-то исчез и рис: в прошлые выходные на полке стояла одна-единственная пачка, – недоумевает Татьяна. – А продавцы говорят, что круп нет и не будет».
Если дефицитом стали элементарные крупы, что уж говорить о более экзотической еде. Например, бухгалтер Диана Горячая уже два месяца нигде не может отыскать соевый сыр, которым заменяет молочные продукты. А о праздничном ужине на День святого Валентина Диана даже вспоминать не хочет. «Думала сделать пасту с пармезаном – сыра нигде нет. Коктейль из морепродуктов тоже оказался дефицитом. Даже любимого мужем пива Guiness найти не удалось, – перечисляет она. – Поэтому от изысков пришлось отказаться».
Денег нет
Работники торговли, открыто о проблемах предпочитают не говорить. Но на условиях анонимности в супермаркетах всё же признают: ассортимент на полках скудеет с каждым днём. По словам сотрудника крупной торговой сети, главная проблема супермаркетов в том, что теперь живые деньги за проданный товар торговцы вынуждены направлять на погашение резко подорожавших валютных кредитов, вместо того чтобы расплачиваться с поставщиками продукции. А те, в свою очередь, не хотят либо не могут отгружать новый товар, не получив оплату за уже проданный. Кроме того, торговцам стали недоступны и краткосрочные займы, которые также раньше направлялись на расчёты с дистрибьюторами.
«Естественно, дистрибьюторские фирмы в этих условиях кардинально изменили политику», – рассказывает Фокусу супервайзер компании – поставщика кондитерских изделий и чая Сергей Шаповал. – Теперь уже никто не стремится больше заработать, увеличивая объёмы продукции. Главное – получить деньги за то, что поставлено». По его словам, в некоторых сетях объёмы неоплаты за товар достигают 90% от продаж этого товара. «Поэтому сейчас ввели лимиты, – объясняет он. – То есть мы считаем, сколько магазин брал продукции до кризиса, и не отгружаем ни на копейку больше. А то наберут товара и не расплатятся».
Наша марка
А тем временем отечественные гурманы тщетно ищут замену любимым лакомствам. Среди ценителей изысканных блюд и менеджер веб-проектов Наталья Яненко, которая пыталась найти отечественный аналог её любимым голландским и французским сырам с плесенью, исчезающим с прилавков. «Но это совсем не то, – признаётся она. – Лучше я ничего не буду есть, чем украинский так называемый бри».
Однако, скорее всего, Наталье всё же придётся стать более патриотичной. Во-первых, нестабильная валютная ситуация заставляет импортёров ограничивать ввоз в Украину продукции. Во-вторых, ухудшилась ситуация на таможне. «Стало сложнее растаможить продукцию, – рассказывает Фокусу директор по корпоративным связям «Нестле Украина» Геннадий Радченко. – И вообще, стало сложнее с государством: в плане сертификации, проверок».
Впрочем, даже эти проблемы не вызовут серьёзного снижения объёмов поставок, считает Геннадий Радченко. «Как мы зависим от сбыта, так и он зависит от нас», – отмечает он. Такого же мнения и директор по продажам ТМ «Биола» Евгений Константиновский. «Платёжная дисциплина ухудшилась, но мы предвидели такое развитие ситуации ещё в октябре, – говорит он Фокусу, – поэтому смогли своевременно ужесточить кредитные условия и прекратить работу с неустойчивыми контрагентами». В итоге сокращение поставок «Биолы» за последние два месяца не превысило 10%. «Причём основная причина – это сезонный спад спроса на соки и прохладительные напитки», – отмечает Евгений Константиновский.
Но диктовать условия поставщикам и кредиторам могут позволить себе только крупные компании. «А больше всего пострадали от кризиса мелкие отечественные производители и дистрибьюторы, – рассказывает представитель сети супермаркетов на условиях анонимности. – Ведь торговые сети расплачивались с небольшими игроками рынка в последнюю очередь, а то и вообще не расплачивались. Поэтому многие из них были вынуждены остановить производство».
Как бы там ни было, в ближайшем будущем украинцам придётся забыть о былом ассортименте. «На полках магазинов будут доминировать товары экономкласса, которые из-за снижения доходов покупателей пользуются повышенным спросом, а предложение премиум-продукции существенно сократится», – прогнозирует директор исследовательской компании RetailStudio Михаил Грищенко.
По словам эксперта, уменьшится также и количество серьёзно подорожавшего импорта. «Зато наверняка будет расширяться ассортимент отечественной продукции, включая собственные марки розничных сетей, – полагает Михаил Грищенко. – Так что благодаря кризису мы увидим новую продукцию и бренды отечественного производства».
Продаётся магазин
Но исчезновение грозит не только заморским продуктам, но и самим супермаркетам. До кризиса сети стремительно росли – открывали новые торговые площадки, расширяли ассортимент и набирали персонал. Всё это требовало ресурсов, которые брались в долг. «Торговые сети обременены большими долгами по облигациям и кредитам. Только облигаций в обороте находится на 6 млрд. грн.», – отмечает начальник аналитического отдела компании «Аврора Капитал» Вадим Янковский.
Сейчас держатели облигаций начинают предъявлять их к досрочному погашению, но у сетей нет на это средств. «Продажи расти уже не могут. Кроме того, ритейловые сети, как правило, являются арендаторами недвижимости – у них нет активов как таковых», – объясняет аналитик Astrum Investment Management Сергей Фурса. В поисках денег крупнейшие торговые сети даже обратились за помощью к правительству. У государства просили 4 млрд. грн. рефинансирования и конвертирования валютных кредитов в гривневые. По мнению гендиректора Украинской торговой ассоциации Игоря Кишко, если государство не окажет крупным сетям помощь, то в течение полугода они могут закрыть порядка 100 магазинов.
Впрочем, аналитики сомневаются, что государство сможет выполнить требования торговых магнатов. «За государственной помощью сейчас обращаются все: металлурги, транспортники, химики, строители. А толку? У государства сейчас нет для этого ресурсов, дефицит бюджета и без того огромный», – говорит руководитель аналитического отдела инвесткомпании Millenium Capital Виталий Хандельды.
В более-менее устойчивом положении находятся торговые сети, которые развивают форматы дискаунтеров и гипермаркетов, поскольку они в состоянии привлечь клиентов невысокими ценами. А сложнее всего переживают кризис мелкие региональные сети. «Например, в Днепродзержинске стоят пустыми магазины сети «Большая ложка», – рассказывает Сергей Шаповал. – Думаю, скоро их выставят на продажу. Только кто ж их купит?»
В ближайшее время – никто, уверяет Виталий Хангельды. «На всякий товар найдётся покупатель – вопрос только в цене, – отмечает аналитик. – Сейчас же никто до конца пока не понимает, что происходит: продолжаем ли мы катиться вниз и, соответственно, ожидаем удешевления бизнеса, либо наступила стабилизация и дешевле уже не будет». По его прогнозу, в лучшем случае, покупатели начнут выходить на рынок не раньше середины года, когда появятся первые результаты воплощения планов спасения крупнейших мировых экономик, которые и будут признаками наступающей стабилизации.
Означает ли это, что в Украину вернутся времена, когда за продуктами ходили исключительно на базар? «Стихийные рынки действительно получат новый импульс к развитию, – прогнозирует Вадим Янковский. – Но я сомневаюсь, что супермаркеты отдадут свою нишу без борьбы. Потребитель уже привык к формату ритейловых сетей, и они сохранят контроль над рынком». К тому же аналитик уверен: у торговцев ещё осталась возможность поступиться частью своих доходов ради снижения цен.
|