До конца I квартала гривна может девальвировать до уровня 12 грн/долл., считает аналитик инвестиционной группы «Сократ» Михаил Сальников.
По его словам, дальнейшее развитие событий будет сильно зависеть от того, возобновятся ли потоки украинского экспорта во втором квартале и будут ли экспортеры заводить валюту в украинскую банковскую систему. При благоприятном стечении обстоятельств, возможна незначительная коррекция курса в сторону укрепления; в противном случае, девальвация может продолжиться и до уровня 15 грн/долл., считает эксперт.
«Достаточно важным будет конец второго - начало третьего кварталов, когда в страну будет заводиться значительное количество валюту под избирательную кампанию. Этот фактор сыграет роль дополнительной поддержки курса гривны», - говорит он.
М.Сальников отметил три основных причины возобновления процесса девальвации гривны. «Во-первых, МВФ принял решение перенести на неопределенный срок выдачу второго транша кредита standby. Формальной причиной является невыполнение Украиной условий кредита, а именно принятие дефицитного бюджета на 2009 г. Тем не менее, в свете заявлений МВФ о том, что денег для помощи всем нуждающимся странам у Фонда нет, думаю, стоит расценивать шаг МВФ как следствие того, что у Фонда не хватает денег.
Поэтому, стоит ожидать, что отныне правила игры изменяются: если полгода назад на дефицит бюджета в размере 2-3% ВВП, который заложен в бюджет-2009, могли бы посмотреть сквозь пальцы, то в условиях дефицита средств, МВФ будет требовать неукоснительного следования условиям. Хотя формально второй транш лишь отсрочен и сотрудничество продолжается, думается, что в правительстве многие настроены на то, что Украина не будет изменять главный финансовый документ страны и второго транша не будет.
В подобных условиях НБУ оказался в непростом положении: если ранее Нацбанк строил свою курсовую политику, рассчитывая на получение второго транша кредита МВФ, то сейчас НБУ будет вынужден более консервативно расходовать золотовалютные резервы. Это прекрасно понимает корпоративный сектор и начинает скупать доллар, ожидая низких объемов валютных интервенций в будущем», - говорит аналитик.
Второй причиной, по его мнению, является то, что в данный момент в Украине действует бюджетное законодательство, предусматривающее предельный дефицит бюджета в размере 31 млрд грн. «Даже если не обсуждать то, насколько данная цифра является адекватной, следует понимать, что дефицит бюджета должен быть покрыт за счет дополнительных поступлений путем привлечения кредитов, выпуска облигаций и т.д. В данный момент внятных объяснений по поводу того, как же будет профинансирован дефицит бюджета нет.
Если переговоры о привлечении внешних кредитов зайдут в тупик, то в подобной ситуации наиболее легким путем является выпуск правительством ОВГЗ с последующим выкупом бумаг Нацбанком за счет дополнительной эмиссии гривны. При этом сценарии предложение гривны на рынке резко вырастет, что приведет к инфляции и девальвации валюты. Тем не менее, на сегодня статистика НБУ свидетельствует о том, что в январе денежная масса сократилась, т.е. эмиссия гривны еще не началась.
Как бы там ни было, ожидание возможной эмиссии приводит к тому, что корпоративный сектор стимулирует спрос на валюту, толкая курс вверх. Таким образом, на основании упомянутых двух пунктов можно утверждать, что частично девальвация связана со спекулятивным спросом на валюту, основанном на девальвационных ожиданиях. Подобная ситуация наблюдалась в стране и осенью, когда курс вырос в значительной мере на панических настроениях», - отмечает М.Сальников.
В-третьих, как говорит аналитик, важным экономическим фактором является состояние платежного баланса страны. Существовало абсолютно обоснованное ожидание, что девальвация гривны стимулирует экспорт и сократит импорт в 2009 г. В некоторой мере эти ожидания оправдались, когда декабрьская статистика засвидетельствовала, что дефицит торговли товарами сократился до 0,8 млрд долл., в то время как среднемесячный показатель дефицита в 2008 г. был 1,5 млрд долл.
Тем не менее, оперативная информация по январю свидетельствует, что, несмотря на сокращение объемов поставок газа в прошлом месяце, все равно импорт превышал экспорт. В феврале состояние торгового баланса, скорее всего, ухудшится, поскольку импорт газа вырастет. Если бы украинские экспортеры работали в полную мощность, то, скорее всего, нынешнего курса было достаточно для выравнивания торгового баланса.
В условиях дорогого газа до конца первого квартала и низких объемов экспорта в металлургическом, машиностроительном и химическом секторах экономики о выравнивании торгового баланса не стоит и говорить. Возможно, ситуация улучшится во втором квартале, когда подешевеет импортируемый газ, а экспортеры нарастят объемы выпуска. В данный момент, к сожалению, остается констатировать, что состояние платежного баланса не способствует укреплению гривны.
По словам М.Сальникова, решение парламента об обязательной 50%-й продаже валютной выручки может иметь двоякий эффект: с одной стороны это может стимулировать объемы предложения валюты, но с другой может подстегнуть экспортеров использовать пути обхода этой нормы, чтоб не заводить выручку в Украину, работая через оффшоры. Нестабильность украинской банковской системы может быть дополнительным фактором, оправдывающим подобную стратегию.
В подобных условиях, при наличии экономических факторов, способствующих девальвации, действия НБУ по поддержке гривны были бы оправданы лишь в том случае, если было бы обоснованное ожидание того, что эти факторы являются краткосрочными. В противном случае, НБУ, резервы которого уже сократились до 28 млрд долл., рискует истощить валютные резервы, пытаясь поддержать гривну, а когда резервов на поддержку не останется, экономические факторы все равно гривну девальвируют. Таким образом, в нынешних условиях, политика, нацеленная на удержание курса подобна тому, чтобы плыть против течения, отмечает аналитик.
|