Под воздействием мирового экономического кризиса мировые продажи сотовых телефонов в IV квартале 2008 г. сократились до 314,7 млн штук – это на 4,6% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2007 г., сообщили аналитики из Gartner. При этом спад продаж был у всех пяти крупнейших вендоров. В целом в 2008 г. в мире было продано 1,22 млрд мобильников, на 6% больше, чем годом ранее. В 2009 году, по прогнозам аналитиков, продажи снизятся примерно на 10%.
Объем дистрибьюторских поставок достиг 297,3 млн штук по сравнению с объемом продаж конечным пользователям 314,7 млн штук. Это самая большая разница, которую аналитики зарегистрировали с того момента, как начали исследовать рынок сотовых телефонов в 2001 г. Такая разница стала результатом того, что в условиях снижения потребительского спроса дистрибьюторы и ритейлеры снижают свои товарные запасы. Сокращение запасов продлится до II квартала 2009 г., а во второй половине года они вновь начнут наращиваться. Однако сам рынок к этому моменту вряд ли восстановится, рассказывает аналитик Gartner Каролина Миланези (Carolina Milanesi): «Мы не ждем стабилизации спроса вплоть до 2010 г».
С самого начала 2008 г. негативное влияние на продажи сотовых телефонов стал оказывать низкий спрос в Японии. Кроме того, в Западной Европе удлинилось среднее время использования мобильника. В первой половине года экономический спад еще не коснулся развивающихся регионов, таких как Африка и Китай, поэтому продажи там были стабильными. К III кварталу спад докатился и до этих стран. Первая пятерка вендоров выстроилась следующим образом: компания Nokia продала 472,3 млн аппаратов и заняла долю 38,6%, Samsung реализовал 199 млн телефонов и занял 16,3% рынка, Motorola – 106,6 млн телефонов и 8,7% рынка. Замыкают пятерку LG и Sony Ericsson. Им удалось реализовать 102,6 млн и 93,4 млн мобильников и занять 8,4 и 7,6% рынка соответственно. По сравнению с 2007 г. доли рынка увеличились у Nokia, Samsung и LG. У остальных – сократились. Компания Sony Ericsson в III квартале добралась до третьего места в общем зачете, к декабрю сместилась на строчку ниже, а по результатам всего года уступила компаниям Motorola и LG, оказавшись на пятом месте. По мнению экспертов, неудача компании связана со слабым портфолио.
|