Личности, напрочь лишенные сентиментальности, могут сорвать настоящий куш. Если уж ты считаешь, что деньги не пахнут, то залоги — тем более. Специально для тебя банки начинают продажу отобранного добра у нерадивых заемщиков.
Хотя вполне возможно, что можно было бы договориться и не доводить дело до крайности. Дабы внести в этот процесс элемент неожиданности, Личный счет решил купить все, что выставлено на продажу, сходу сбивая цену вдвое.
Автомобиль с водителем
На наш взгляд, весьма обширный залоговый автопарк организовался на площадке «Укргазбанка»: есть и почти новый «Лексус», и видавший виды «Нисан Микра». Как объяснил менеджер банка, все машины состоят на учете в ГАИ, и у каждой есть хозяин, который не в состоянии выплачивать кредит. Но право на продажу принадлежит банку. Собственником такой машины ты можешь стать либо по доверенности, либо по договору купли-продажи — как договоришься с тем, чья машина, то есть с тем, кто должен банку и неизвестно, когда рассчитается. Но торговаться надо с банком. Продать Lexus SL 460 (2007 г., 28 тыс. км) за $30-50 тыс. наотрез отказались, мол, такая «нафаршированная» машина стоит намного дороже, не меньше, чем банк выставил цену — $76 700. Свою цену $10 тыс. Личный счет предложил и за Mitsubishi Lancer EX GT (2007 г., 30 тыс. км) против $20 тыс., выставленных банком. А за Nissan Micra GEE-L (2006 г., 73,6 тыс. км) с немного примятым крылом мы согласились заплатить максимум $7 тыс. против $14,5 тыс. банковских. Наше предложение приняли, но ответ дали не сразу. «Решение о цене принимает руководство, — парировал менеджер банка, — если ваша цена нас устроит, мы перезвоним». Ответили на следующий день. Конечно, наши цены не устроили, уступили не более чем на треть: Nissan Micrа согласились отдать за $11 тыс., а Mitsubishi Lancer — почти за те же деньги, за $19 тыс. Личный счет, естественно, гордо отказался.
Практически на всех сайтах банков не указана стоимость залоговых автомобилей. Вместо чисел — одни выражения: «договорная» или «цена уточняется».
Чаще всего цену продажи заложенного авто называет сам заемщик, а кредитный комитет дает свое добро. В таких случаях торг практически невозможен. Например, «ОТР Банк» продает один из трех автомобилей, Renault Clio Symbol 2005 года выпуска с 23-тысячекилометровым пробегом за 42 тыс. грн. «Торг не уместен, — решительно отпарировал сотрудник банка, — есть решение кредитного комитета и цена утверждена, она не может измениться». Примечательно, что на авторынке аналогичную модель можно купить за $7 900, правда, машинка на год моложе, хотя пробег больше в два с половиной раза. По нынешнему курсу у банка значительно дешевле. Аналог Toyota Prado (2005) найти нелегко, быть может, потому в банке тоже не хотят уступать в цене и ждут покупателя с $25 тыс. Конечно, наличными.
Квартир с хозяином
Пионером распродаж имущества можно назвать «Правэкс Банк», на сайте которого уже много лет можно найти предложение купить авто или квартиру. Однако сейчас в предложении всего пара-тройка квартир в столице. Заинтересовало предложение по цене в $700 тыс. Естественно, ценой. А вовсе не тем, что трехкомнатная квартира находится в самом центре города в относительно новом доме. В банке объяснили просто: это не залоговое имущество, а просто банк помогает своим клиентам реализовать недвижимость, торг, конечно же, уместен, но с хозяином квартиры. Велика вероятность выторговать $50 тыс.
«ПриватБанк» выставляет на продажу квартиры по адекватным и более-менее ровным ценам, в диапазоне $105-125 тыс. Выбиваются из ряда только два предложения, вдвое дешевле: двушка за $58 800 и трешка за $62 тыс.; обе квартиры в панельных домах в старых спальниках. Но как объяснили в банке, пока торговаться не могут — еще не конфискована согласно решению суда ни одна квартира. «Выставить к продаже заложенные в ипотеку квартиры согласились их нынешние хозяева, и это их цена, — объясняла начальник отделения банка, — и без согласия заемщика мы не можем с вами торговаться». Хотя банк, как оказалось, с радостью принял бы наше предложение в $40 тыс. наличными сиюминутно. Но рекомендовали подождать месяц-два. За это время в банке ожидают получить решение суда на отчуждение квартир заемщиков, да и пройдет двухнедельный срок, в течение которого бывшие владельцы могут оспорить этот вердикт. Тогда уже можно и поторговаться.
Обратиться через месяц рекомендовала и менеджер «УкрСиббанка», на сайте которого предложений предостаточно. «Тогда наверняка будет и побольше предложений, и на аукционе можно будет найти что-нибудь более достойное за $50-60, — доброжелательно ответила девушка, — а пока по дешевке продаются только гостинки».
По самой низкой цене из залоговых квартир в «УкрСиббанке» предлагается гостинка-мало-метражка в самом недорогом спальном районе столицы — за $60 тыс.
Цена явно завышена раза в полтора. Двушку в хрущевке предлагают за $75 тыс. Точнее, предлагает не сам банк, а собственники квартир. Банк, как разъяснила менеджер, всего лишь контролирует сделку и дает согласие на ее заключение. Но торг уместен, даже если банк — посредник.
|