Что убедит украинцев не держать свои сбережения дома
Несмотря на довольно сильное сопротивление в виде моратория на досрочное снятие депозитов, а то и просто отказы банка выдавать деньги (в связи с «временными» проблемами с наличием свободных средств), только в феврале граждане забрали из банков 811,2 миллиона долларов. И на 27 февраля 2009 года банковские вклады населения в валюте составляли 12 миллиардов 233,4 миллиона долларов.
И пока банкиры ломают головы, как вернуть доверие перепуганных вкладчиков к банковской системе, экономисты ищут способы убедить население не держать свои кровные дома в сейфе за семью замками или просто под матрасом. Эти средства — очень серьезный внутренний резерв для государства, и от того, удастся ли их вернуть, зависит дальнейшая судьба отечественной экономики, убеждены эксперты...
Впрочем, в нынешних условиях депозитной паники привлечь средства населения, которое на сегодня редко имеет большие суммы «лишних» средств, кажется утопией. Когда вкладчик не уверен, что ему вовремя вернут, либо вообще просто вернут средства, его проблематично привлечь в банк даже на условиях рекордно высоких депозитных ставок. «Для того чтобы деньги возвратить в экономику, нужно, чтобы эти деньги держали в банках. А чтобы люди держали деньги в банках, необходимо, чтобы они верили, что деньги им возвратят согласно срокам», — рассуждает руководитель группы советников главы НБУ Валерий Литвицкий.
«Доверие вкладчиков к банковской системе восстановится не раньше, чем через год-полтора, — прогнозирует «Дню» экономист инвестиционной компании «Альтана Капитал» (раньше «Юпрас Капитал») Андрей Тарасенко. — Этому не способствуют негативная информация, ухудшение экономической ситуации, постоянные конфликты на политическом поле. Непопулярные, а иногда и противозаконные, действия самих банков по повышению процентных ставок по выданным кредитам, невыдача депозитов, срок действия которых закончился... Все это снижает лояльность клиентов. На данный момент тяжело прогнозировать глубину кризиса, потому что до сих пор не видно ее дна, и не ясны возможные проявления и последствия. Но отсутствие стабильности, неопределенность и опасения перед будущим не позволят быстро возобновить доверие вкладчиков к банкам, какие бы меры для этого не осуществлялись».
Однако в схеме вкладчик-банк-кредитор-экономика нынче, к сожалению, проблематичными являются все ее составляющие... «Банки не пойдут в реальный сектор, если он «мертв». Там, где пчелы не гудят, туда банки не пойдут», — рифмуя, объясняет Литвицкий. По его словам, если реальный сектор работает, то есть перспектива невозвращения кредита, однако если экономика не работает и есть перспектива невозвращения, банки туда не пойдут! По мнению Литвицкого, в первую очередь нужно возобновить экономический рост... «Потому и кредитный голод, что экономика не работает. Кто из банков будет кредитовать «холодную» экономику?» — риторически спрашивает эксперт.
Где выход из этого «заколдованного круга»? «Думая, как возвратить деньги в экономику, необязательно говорить о том, как возвратить деньги в банки в виде депозитов... Для начала необходимо мотивировать людей тратить эти деньги, «вытянутые» из экономики», — высказывает свою гипотезу президент Центра антикризисных исследований Ярослав Жалило. По его словам, если возврат денег в банки в виде депозитных вкладов абсолютно не будет значить их автоматический транш в реальный сектор экономики, то выход здесь один — напрямую тратить сбережения физических лиц.
Жалило практически предлагает «вытряхнуть» средства из матрасов и «выжать соки» из их владельцев одновременно, стимулируя потребительскую активность... «Во-первых, не нужно сдерживать инфляцию. Потому, что если она будет низкой, человек будет думать: пусть деньги и дальше лежат в матрасе, с ними ничего не случится. С инфляцией же человек понимает, что деньги под матрасом просто пропадут, и лучше сразу что-то приобрести на них. Инфляция подталкивает человека к потреблению! Второй способ побуждения к расходованию — ограничение доходов. Если человек не получает зарплаты, он вынужден тратить сбережения. И третий — продолжить мораторий на досрочное снятие депозитов к первому апрелю или мая». Эксперт, по его словам, хотя и осознает все социальные последствия таких шагов, однако убежден: без подобной шоковой терапии среди населения вернуть полученные средства будет нереально.
«Бедные люди при высокой инфляции потребительскую активность не только снижают, но и доводят ее до «уровня канализации...» Поэтому такая инфляция будет как мертвому припарка!» — вместо этого убеждает Литвицкий, напоминая, что в Украине далеко не все граждане имеют матрасы, полные денег. Мол, большинство людей делают сбережения разве что на «черный день», чтобы не остаться голодными.
Поэтому, по мнению Литвицкого, задача номер один — как раз преодолеть избыточное инфляционное давление. «Тогда и доверие к банкам вернется. И инвесторы пойдут... А так инвестор не пойдет в экономику, если ему нужно брать кредиты за 30%... Высокая инфляция — дорогие кредиты, дорогие кредиты — нет возврата денег в экономику. Вернуть деньги можно будет тогда, когда вернут их стоимость», — говорит он.
Абсолютно вероятно, что часть средств вернется в экономику, когда с ухудшением экономической ситуации люди вынуждены будут тратить свои сбережения, которые хранились «под матрасом», частично соглашается с тезисом Жалило Андрей Тарасенко. Однако, по его словам, приход таких «инвесторов не по собственной воле» совсем не будет означать улучшения общих тенденций отечественной экономики... «Если соблюдать принцип 80/20, то 20% вкладчиков, сумма сбережений которых составляет 80% от общей суммы депозитов, может направить часть средств на покупку обесценивавшихся активов. Однако это инвестиции являются спекулятивными, когда целью является купить и перепродать дороже. Значительной пользы приход таких инвесторов экономике не принесет», — резюмирует Тарасенко.
Без комплексного решения как экономических, так даже и психологических вопросов, вернуть «матрасные» сбережения в обращение вряд ли удастся, признаются эксперты. Однако для этого требуется немало времени, ведь убедить разуверенного вкладчика, остановить инфляцию, реанимировать экономику, договориться с банкирами и тому подобное — дело не одного дня. Надежда разве что на сознательность некоторых граждан. Ведь помните: «под матрасом» (т.е. хранение в домашних условиях) — довольно плохая альтернатива банкам. Деньги могут не только обесцениться, их могут просто украсть...
|