В одном билете может быть учтен проезд из одного города в другой со всеми пересадками.
В середине апреля Минтранс планирует ввести электронные билеты на все виды транспорта. Суть новой системы проста: компьютеры в отделениях «Укрпочты» будут иметь доступ к расписанию самолетов, поездов и автобусов, в зависимости от пожеланий клиента его маршрут интегрируют в так называемый «единый билет». В нем будут указаны имена пассажиров, их полный маршрут и цена.
Главное новшество заключается в том, что в одном билете может быть учтен проезд из пункта А в пункт Б со всеми пересадками, причем поездку можно выполнить любыми видами транспорта, заявила нам глава пресс-службы Минтранса Виктория Яковлева. Например, из Ужгорода вам нужно добраться до Нежина Черниговской области. Поскольку прямого транспорта нет, система может предложить следующий вариант — поездом до Львова, далее самолетом до Киева, а затем до Нежина на электричке. Если клиент согласен, он оплачивает сразу три поездки и получает на руки распечатку. Как объясняют в Минтрансе, за выдачу такого билета будет взиматься комиссия, однако в каком размере, пока неизвестно.
Первое время система будет работать в тестовом режиме, параллельно пассажиры смогут покупать бумажные билеты. Если эксперимент пройдет успешно, электронные билеты можно будет приобретать не только в отделениях «Укрпошты», но и дома, если там есть доступ в интернет.
Ожидается, что 14 апреля будут презентованы первые 15 пунктов «Укрпошты», в которых можно будет воспользоваться новой услугой. Где они расположены, в транспортном ведомстве пока не говорят — «не хотят появления очередей».
ПЕРЕВОЗЧИКИ
Правда, компании-перевозчики пока не горят желанием работать с электронными билетами. А ведь они должны предоставлять информацию о своих рейсах и ценах. В компании «Гюнсел», занимающейся автобусными перевозками, говорят, что пока не будут участвовать в новой системе — мол, у них нет о ней подробной информации. «Вот когда она заработает, мы к ней присмотримся и будем принимать решение», — говорит главбух компании, не пожелавшая называть свою фамилию.
В то же время в Минтрансе уверены, что перевозчики только выиграют от введения новой системы. «У автобусных компаний интерес в том, что уменьшится количество «левых» пассажиров, которых подсаживает водитель, кладя деньги за проезд себе в карман. А «Укрзализныця» уже давно хочет избавиться от «билетной мафии», и электронный билет — отличный способ борьбы с нею», — говорит Яковлева. Собственно, именно на железной дороге введение электронного билета, скорее всего, произойдет наиболее быстро, так как она напрямую подчиняется Минтрансу. Вряд ли будут проблемы и с авиабилетами, которые уже давно существуют в электронной форме.
ЭТО ЕЩЕ НЕ ЕВРОПЕЙСКИЙ СЕРВИС
Само по себе стремление ввести «единый» билет — похвально. Наконец-то начнут брать деньги не за место в поезде или автобусе, а за проезд из пункта «А» в пункт «Б». В такой системе можно стимулировать спрос, предоставляя скидки, а также предоставлять альтернативные варианты проезда с различной ценой, уровнем комфорта и временем проезда.
Но настораживают две вещи. Первая — почему исполнителем проекта является только «Укрпочта» (в селах, кстати, почтовые отделения часто работают неполный день), когда в стране есть сотни ж/д касс. Вторая — почему проект не начинается с создания полноценного транспортного сайта для пользователей, которого нет ни у «Укрзализныци», ни у автобусных компаний. Если создать интернет-сайт с простой поисковой системой, то пользователи интернет смогли бы за 3—4 месяца полностью протестировать его и указать на ошибки разработчиков, а там, глядишь, и хотя бы на поезд можно было бы проще купить электронный билет, как в Евросоюзе или даже в Индии. А пока то, что нам предлагают, далеко от совершенства. Кроме того, реформа продажи билетов не может идти отдельно от реформы самой транспортной системы. Иначе есть большой риск продать билет на автобус, который снимут с рейса из-за плохого технического состояния.
|