Как заявляют исследователи из Боннского университета, деньги действуют на человека так же, как наркотики
Казалось бы, кризис — самое время поужаться и перестать разбрасываться деньгами направо и налево. Но некоторые просто не могут отказать себе в новой сумочке каждый месяц или обеде в любимом ресторане хотя бы 2 раза в неделю. Что это — привычка к роскоши или банальное мотовство? Учёные утверждают, что болезнь.
Как заявляют исследователи из Боннского университета, деньги действуют на человека так же, как наркотики. Причём одинаковым эффектом обладает как получение банкнот, так и их трата. А от размера суммы (входящей или исходящей — не важно) пропорционально зависит степень удовольствия, которое получает человек. примерно как кайф наркомана от размера дозы.
Дело в том, что наркотики воздействуют на нервную систему человека, прежде всего, стимулируя центр удовольствия в мозгу. Поэтому наркоман чувствует эйфорию. Как утверждают учёные, тот же центр удовольствия реагирует усиленной работой и на деньги. Даже одна мысль о предстоящей зарплате вызывает у человека чувство радости. А весть о повышении оклада так вообще способна сделать человека счастливым. По крайней мере, на время.
— Увеличение зарплаты расценивается позитивно, даже когда цены повышаются вместе с зарплатой, а реальная покупательная способность остается неизменной, — цитирует Medlinks автора исследования, профессора Армин Фолк.
То есть если человек получит прибавку в 10%, а инфляция при этом будет равна 7%, он будет намного счастливее, чем если бы ему накинули 5%, а инфляция была бы почти на нуле. Несмотря на то, что возможности что-то купить у человека не прибавилось, сама денежная масса доставляет ему удовольствие.
Более того, большие траты так же активизируют центр удовольствия и так же вызывают привыкание у людей. Учёные провели такой эксперимент: они усадили группу добровольцев за ряд тестов на компьютере. По результатам теста все получили денежное вознаграждение, однако те, кто завершил тесты лучше, получили в 2 раза больше. После этого участники могли потратить выигранные деньги только на товары, представленные в выданных им каталогах.
И тут-то и таился подвох: тем, кто получил в 2 раза больше денег, выдали каталоги, в которых товары стоили в 2 раза больше. При этом наименования и качество товаров не отличались от тех, которые были представлены в каталогах «проигравших». То есть, фактически, у всех участников покупательская способность была на одном уровне. Однако те, кто получил и потратил в 2 раза больше денег (на те же самые товары), испытали больше радости по сравнению с остальными. Учёные зафиксировали более высокую активность в их центрах удовольствия.
|