Одним из самых ярких политических скандалов, вызвавших живой интерес публики, стала разразившаяся на прошлой неделе словесная дуэль между министром МВД Юрием Луценко и главой секретариата президента Виктором Балогой. Министр через средства массовой информации заявил, что МВД намерено вызвать В.Балогу на допрос по делу об убийстве в Закарпатской области. При этом было сказано, что если руководитель СП не появится после вручения повестки, его на допрос приведут принудительно. В ответ В.Балога через те же СМИ пообещал явиться на допрос как законопослушный гражданин, после чего выразил сожаление, что Ю.Луценко так и не смог стать настоящим министром.
По поводу какого именно убийства милиция собирается допрашивать В.Балогу, Ю.Луценко пообещал детализировать позже. И хотя обещания своего пока не выполнил, для закарпатских правоохранителей не тайна, что речь идет об убийстве ужгородского предпринимателя Олега Грузина.
Уроженец Донецка О.Грузин переехал в Ужгород в 90-е годы. Некоторое время занимался бизнесом, связанным с нефтепродуктами, потом стал владельцем кафе. Пятого февраля этого года ему была назначена встреча в одном из микрорайонов Ужгорода, куда он приехал вместе с водителем на внедорожнике «тойота ленд-крузер». Только водитель отлучился на несколько минут, как к машине подошел киллер и хладнокровно застрелил предпринимателя из пистолета с глушителем. После чего бросил оружие и перчатки на землю и скрылся. Найти убийцу пока не удалось, но правоохранители говорят, что, судя по обстоятельствам преступления, убийство было совершено по заказу высококлассным профессионалом.
Какое отношение может иметь руководитель президентского секретариата к предпринимателю О.Грузину? Оказывается, некоторая связь между ними есть. Предприниматель был близок с известным киллером Евгением Игнаткиным, уроженцем Донетчины, который переехал в Ужгород в конце 80-х годов, а позже перетянул сюда и О.Грузина. Сейчас Е.Игнаткин находится за решеткой, а О.Грузин, по оперативной информации, предпринимал определенные (и довольно успешные) шаги для его условно-досрочного освобождения.
Про Е.Игнаткина «ЗН» подробно писало в апреле 2005 г. в материале «Пятнадцать лет за организацию убийства». В декабре 1998-го киллер организовал и осуществил убийство депутата Закарпатского областного совета Михаила Токаря из Мукачева, который был известен в криминальных кругах под прозвищем Геша. С начала 1990-х годов и до конца своей жизни Геша не только контролировал преступный мир в Закарпатье, — его влияние распространялось далеко за пределами области: в Венгрии, Словакии, Чехии, Польше, России. Крупнейшие уголовные авторитеты СНГ при принятии решений, касающихся Западной Украины и соседних с ней стран, считались с ним. Помимо всего прочего, М.Токарь поддерживал тесные связи с тогдашним мукачевским предпринимателем В.Балогой: вложил свои капиталы в ООО «Барва», а весной 1998 г. помог Балоге стать мэром Мукачева. Родной брат Геши Илья Токарь, прежде чем пойти в политику, вместе с В.Балогой был одним из соучредителей ООО «Барва». Теперь он – глава Мукачевской райгосадминистрациии, а его супруга, вместе с женами В.Балоги и В.Петевки, является соучредителем ООО «Высокий замок», претендовавшего на долгосрочную аренду мукачевского замка «Паланок».
Однако вернемся к убийству Геши. После совершения преступления Е.Игнаткин изменил внешность, раздобыл фальшивые документы и сбежал за границу. В 2000 г. он был задержан в Чехии местной полицией совместно с сотрудниками украинского ГУБОП. Процедура экстрадиции растянулась на годы (Е.Игнаткин неоднократно писал обращения, утверждая, что в Украине над ним готовят политическую расправу). За это время были пойманы и осуждены соучастники убийства М.Токаря, которые в ходе следствия и суда сознались, что преступление организовал именно Е.Игнаткин. Киллер был передан в Украину только в 2004 году. Уже тогда представители СДПУ(о), находившиеся при власти в Закарпатье, пытались использовать этот факт против В.Балоги (в то время как раз разворачивалась кампания по повторным выборам мэра Мукачева). Провластная пресса начала публиковать материалы, в которых намекалось на то, что заказчиком убийства Геши (уголовный авторитет не жалел денег на благотворительность, поэтому в Мукачево его уважали) является В.Балога, что якобы у него в последние годы с М.Токарем были напряженные отношения, и он, похоже, хотел оборвать эту связь. Однако компромат не удался. И на следствии, и на суде Е.Игнаткин не только не рассказал, кто заказал ему убийство Геши, но и вообще категорически отрицал свое участие в преступлении. Говоря уголовным жаргоном, подсудимый «пошел в полный отказ». Впрочем, у следствия и без этого хватило доказательств, и в марте 2005 г. Апелляционный суд Закарпатской области приговорил Е.Игнаткина к 15 годам лишения свободы. Верховный суд Украины оставил приговор без изменений.
Убийство О.Грузина в феврале нынешнего года многие рассматривают именно в контексте дела Е.Игнаткина. Тот, кто заказал ужгородского предпринимателя, был очень не заинтересован в досрочном освобождении киллера, который теоретически мог пролить свет на то, кто же действительно является заказчиком убийства М.Токаря. Но сделать серьезную привязку В.Балоги к этому делу вряд ли возможно. Это понимают как в МВД, так и в президентском секретариате. Поэтому словесные дуэли через СМИ «в связи с убийством на Закарпатье» можно рассматривать только как пиар-акцию, не более...
|