Рабочие мероприятия саммита сегодня, не исключено, «порадуют» скандалами
Антикризисный саммит «двадцатки» в Лондоне начался вчера вечером с приёма от имени Королевы Елизаветы в Букингемском дворце.
После этого для лидеров в резиденции премьер-министра Великобритании на Даунинг стрит был дан «поздний» обед. А вот рабочие мероприятия саммита сегодня, не исключено, «порадуют» скандалами.
Как подтвердил источник «АиФ» в российской делегации, окончательный вариант текста итоговой декларации саммита стал причиной серьезных разногласий:
- Вариант, когда президент Франции Николя Саркози просто хлопнет дверью, - вполне вероятный.
Накануне французы заявили, что считают меры по выводу мировой экономики из кризиса, под которыми готовы подписаться все члены «двадцатки», - недостаточные, и подписывать документ в таком виде они не будут. Подобные заявления звучали на фоне сообщений информационных агентств, что в крупнейших экономиках мира - европейской и американской - по итогам первых месяцев года продолжается рост безработицы. В день саммита агентство «Франс пресс» обнадёжило новостью, что рабочие завода Caterpillar в Гренобле, наконец, выпустили четверых менеджеров, которых они удерживали в заложниках в знак протеста против грядущих увольнений.
Недовольство текстом декларации саммита накануне финальных обсуждений открыто высказывали и в немецкой делегации. Президент США Барак Обама - именно американская делегация блокировала самые радикальные реформистские предложения - делал примирительные заявления. По его словам, если на саммите 2 апреля и не удастся договориться по каждому пункту, то важно, что всё равно есть общее понимание серьезности кризиса и стремление остановить его.
На одном стремлении, впрочем, далеко не уедешь.
Тем временем, первую половину среды прилетевшие на «двадцатку» лидеры посвятили двусторонним встречам. Дмитрий Медведев провёл переговоры с премьер-министром Австралии Кевином Раддом, премьер-министром Великобритании Гордоном Брауном и председателем КНР Ху Цзиньтао. Но главное внимание, ожидаемо, было привлечено к первой встрече с Бараком Обамой. Она прошла в резиденции американского посла в Лондоне. С российской стороны в ней принимали участие глава МИД Сергей Лавров, внешнеполитический помощник президента Сергей Приходько, первый зампред правительства Игорь Шувалов и глава Минфина Алексей Кудрин. С американской - госсекретарь Хилари Клинтон, советник по вопросам национальной безопасности Джеймс Джонс, министр финансов Тимоти Гейтнер. После полутора часов переговоров лидеры поделились впечатлениями с прессой.
Вслед за произнесением благодарностей за возможность встречи - неизменного атрибута дипломатических заявлений - президент Обама рассказал, что конструктивный диалог открывает теперь путь для сотрудничества по двусторонним и международным проблемам после того, как в прошлом наши отношения «начали дрейфовать» не туда.
- Мне особенно приятно сообщить, - продолжил Барак Обама, - что президент Медведев пригласил меня посетить Москву этим летом, чтобы продолжить переговоры по развитию и улучшению наших отношений в обозначенных сегодня областях. Я согласился нанести визит в июле, поскольку мы оба посчитали, что это значительно лучше, чем, скажем, в январе.
Президента США тут можно было бы обвинить в климатической нетолерантности и даже дискриминации по погодному признаку. Впрочем, г-н Обама прав: в июле лучше.
После ответных благодарностей президент Медведев рассказал, что лидеры теперь постараются перезапустить отношения, открыть новую страницу в этих отношениях, имея в виду свою ответственность за происходящие процессы.
- Это только самое начало обсуждений, - пояснил Дмитрий Медведев. - Но уже сегодняшнее обсуждение, на мой взгляд, показало, что значительно больше позиций, которые нас объединяют, нежели тех, которые нас разводят в разные стороны.
Президент Медведев поведал, что, получая юридическое образование, он и Барак Обама даже читали отчасти одни и те же книги.
- Согласен с президентом Обамой в отношении того, что наши команды неплохо поработали, - подытожил Дмитрий Медведев. - Две декларации... отражают наши текущие взгляды и важно, что они приняты.
Речь шла о заранее подготовленных и принятых президентами документах: совместном заявлении о «рамке» дальнейших отношений двух стран и совместном заявлении относительно дальнейших переговоров по сокращению стратегических наступательных вооружений.
Кстати, первое заявление начинается очередным, но по-прежнему спорным утверждением, что эра, когда наши страны «рассматривали друг друга в качестве врагов, давно ушла в прошлое». По обе стороны океана достаточно людей, которые думают, что произошло не так давно. Или даже ещё вовсе не произошло. Впрочем, именно на таких подобные утверждения и рассчитаны.
Тем временем, в заявлении подчёркивается, что стороны договорились о дальнейшем и проверяемом (С обеих сторон - Прим. ред.) сокращении стратегических наступательных вооружений. Первые результаты работы над документом, который должен придти на смену истекающему в этом году договору СНВ-1 и подкрепить «аморфный» договор о сокращении наступательных потенциалов, должны быть готовы как раз к встрече президентов в июле.
В заявлении признаётся, что сохраняются разногласия насчёт целей развертывания элементов противоракетной обороны (ПРО) в Европе, но обсуждаются возможности для равноправного международного взаимодействия в области ПРО. Также будет обсуждаться взаимосвязь между наступательными и оборонительными вооружениями.
Как известно, в Москве рассматривают систему противоракетной обороны именно как часть американского ядерного наступательного потенциала.
В заявлении, например, записано, что Ирану необходимо восстановить доверие насчёт исключительно мирного характера ядерной программы. Кроме того, есть там и такой пункт:
- Мы также начали диалог по вопросам безопасности и стабильности в Европе. Несмотря на то, что у нас нет согласия в отношении причин и последовательности военных действий в августе прошлого года, мы согласились, что мы должны продолжать усилия в направлении мирного и долгосрочного урегулирования нестабильной ситуации, сложившейся в настоящий момент. Имея в виду, что между нами сохраняются значительные разногласия, мы, тем не менее, подчеркиваем важность принятого в прошлом году плана из шести пунктов от 12 августа, договоренности от 8 сентября, а также других соответствующих договоренностей и продолжения эффективного сотрудничества в рамках женевских дискуссий, с тем, чтобы обеспечить стабильность в регионе.
Речь, естественно, об августовской войне на Кавказе.
Кроме того, в заявлении подчеркивается заинтересованность в диалоге по поводу евроатлантической и европейской безопасности, включая идею президента Медведева о новом договоре. Обещано продолжить борьбу с транснациональными угрозами вроде терроризма и развитие экономических связей.
Последний пункт заявления навевает просто поэтичный романтизм:
- Мы, лидеры России и США, готовы выйти за рамки мышления эпохи «холодной войны» и дать новый старт отношениям между нашими странами. Всего за несколько месяцев путем интенсивных усилий нам удалось задать новую тональность нашим отношениям. Теперь пришло время приступить к работе и перейти от теплых слов к конкретным свершениям на благо России, США и всех тех живущих в мире, кто заинтересован добиться мира и процветания.
Как пояснил чуть позже Сергей Лавров, во время встречи появилась «новая атмосфера»:
- Уважительная атмосфера, которая не создаёт иллюзий хороших отношений за счёт того, что они развиваются на лично уровне, но которые обеспечивают взаимный учёт интересов и готовность слушать друг друга. Этого нам очень не хватало в прошлые годы. Сейчас мы такую готовность видим, будем отвечать взаимностью. Я очень рад, что это новое качество сопровождается очень хорошим первым личным контактом президентов. Есть основания полагать, что хорошими личными отношениями всё не ограничиться... В отдельном заявлении по поводу нового договора о сокращении стратегических наступательных вооружений детализируются некоторые его параметры.
Так, например, записано, что стороны будут стремиться к сокращению стратегических наступательных вооружений до уровня, ниже чем обозначен в договоре о сокращении стратегических наступательных потенциалов. То есть ниже, чем 2200 - 1700 оперативно развёрнутых ядерных зарядов.
Очевидно, что одной из тем для переговоров должна стать судьба снимаемых с оперативного дежурства боезарядов. В Штатах их не уничтожают, как в России, а консервируют на складах.
Впрочем, и эти нюансы, и даже эти переговоры мало интересовали толпы антиглобалистов, которые то здесь, то там устраивали митинги и акции протеста против несправедливых войн и несправедливых страданий, которые кризис обрушил, прежде всего, на головы бедных. Лондонская пресса даже не рекомендовала появляться в местах митингов джентльменам, одетым в солидные строгие костюмы, чтобы не быть принятыми за банкиров...
Планируется, что сегодня работа лидеров начнётся с рабочего завтрака, после которого состоится совместное фотографирование. После - рабочее заседание с выступлениями лидеров, обед и ещё одно рабочее заседание.
|