Недаром Александр Скибинецкий, народный депутат и председатель координационного совета нашей Ассоциации безопасности дорожного движения назвал ситуацию на дорогах эпидемией. «Погибших в ДТП у нас в 7–10 раз больше, чем в Европе», — говорит он.
«Пока мы работаем тут, на круглом столе, — добавил Энтони Пирс, почетный гендиректор Международной дорожной федерации, — на дорогах Украины погибнет 20 человек»...
КТО КАК СЧИТАЕТ
Послушав европейцев, поняла, в чем различие наших с ними подходов к ситуации. Мы — словно в эмоциях тонем, слова пострашнее выбираем. Они же все переводят в бесстрастные вроде бы цифры.
В Европе одна дорожная смерть (а это, как правило, молодой трудоспособный человек от 18 до 25 лет) наносит обществу урон в 1 миллион евро! Может, именно из-за такого прагматического подхода они и чтут правила движения?
У нас и средний возраст гибнущих на дорогах иной — 25—45 лет, и цена (по показателям ВОЗ) другая — 400 тысяч долларов потерь на один смертельный случай. Но все равно от смертей на дорогах Украина ежегодно теряет 3% ВВП. Это для тех, кто любит макроэкономические показатели и обожает рассказывать о росте ВВП в их правление.
ЯМЫ ИЛИ МЕНТАЛИТЕТ?
Наши водители во всем привыкли винить дороги, особенно после того, как по весне в Киеве на дорогах возникло неимоверное количество ям. А вот европейцы видят иное.
Превышение скорости. По мнению европейских экспертов, украинские водители ездят «нецелесообразно быстро в любое время и в любом месте» из-за того, что «могут чувствовать, что риск наказания достаточно низкий».
Нетрезвые водители. Объяснение европейцев: украинцы, в большинстве своем, не думают, как же будут добираться домой после приема алкоголя, это раз. А второе — надеются, что их не поймают.
Ремни безопасности. Их не используют. Почему? Во-первых, недостаточно образованы на предмет того, насколько спасительны эти самые ремни. Ну а водители дорогих машин надеются на подушки безопасности. И опять же — все рассчитывают, что их не поймают или не оштрафуют за такое «мелкое» нарушение.
Вывод же таков: «Должен быть осознан тот факт, что в Украине ОТСУТСТВУЕТ культура безопасности движения».
ПРАВИТЕЛЬСТВУ ДАЛИ ПЯТЬ ЛЕТ
Рекомендации европейских экспертов украинскому правительству: создать пятилетнюю стратегию сокращения дорожной смертности и травматизма.
Есть и еще одна идея. Ее озвучил народный депутат, член координационного совета нашей Ассоциации безопасности дорожного движения Эдуард Прутник — учредить День памяти жертв ДТП. Уже эта инициатива и в парламент внесена. Вообще-то День этот — всемирный, резолюцией ООН в 2005 году рекомендован, дата — третье воскресенье ноября.
А на интеграцию в европейскую дорожную безопасность, как сообщил Ханс Райн, первый секретарь департамента внешних экономических отношений Делегации Европейской комиссии в Украине, Беларуси и Молдове, нам спонсируют шесть миллионов евро!
ЗАЧЕМ ИМ ЭТО НАДО?
Наверное, чтобы мы не «заразили» и их дороги своей «эпидемией».
А если серьезно, то участники круглого стола хоть и мягко, но настойчиво упрекали государство Украина в том, что оно вообще не участвует в международном движении по снижению опасности на дорогах. Наши чиновники даже на тусовки эти международные не ездят!
Интересный факт: в позапрошлом году, говорилось на круглом столе, в Украине произошло более трех тысяч ДТП по вине иностранцев. Когда проанализировали, выяснилось — из-за разницы в правилах!
Девять из десяти погибших на дорогах — пассажиры общественного автотранспорта!
8 минут — за это время в Украине случается одно ДТП
50 минут — на дорогах нашей страны гибнет человек.
Меньше аварий, но больше травм
Железная дорога остается лидером по безопасности для пассажира.
ТАКИЕ данные на днях озвучил Минтранс, сравнив статистику аварий за январь–март этого года с аналогичным периодом прошлого.
Самые же небезопасные — маршрутки и автобусы, то есть общественный автотранспорт. В ДТП они стали попадать на 57% чаще. Почти 90% погибших припадает на этот вид транспорта. И это статистика только по легальным перевозчикам!
Но общее количество аварий на всех видах транспорта уменьшилось по отношению к аналогичному периоду прошлого года с 320 до 299 случаев, то есть на 6,6%. А количество погибших в транспортных авариях и катастрофах уменьшилось на треть, докладывает директор Департамента безопасности в отрасли Минтранса Юрий ГЕРЖОД. Но добавляет: зато увеличилось количество травмированных.
Естественно, транспортники проанализировали причины этих ДТП и огласили вердикт — основная причина не техническая, а человеческий фактор, а конкретнее — чаще всего виноваты водители автомобилей или экипажи самолетов и суден. А в чем их вина? В нетрезвом состоянии садились за руль или засыпали в дороге? Такой вопрос «Ведомости» задали Юрию Гержоду, на что они услышали размышления «смотря как считать». С одной стороны, человеческий фактор может быть причиной всех аварий, поскольку все делает человек — и конструкции придумывает, и собирает автомобили или вагоны, размышляет Юрий Владимирович. А можно судить иначе — что именно сделал водитель неправильно, когда создал аварийную ситуацию. По словам г-на Гержода, сегодня сразу говорят, что водитель виноват, ведь он нарушил правила дорожного движения. Но нужно разобраться, почему он это сделал — из-за плохого состояния здоровья, состояния дороги или автомобиля (другого вида транспорта).
ЦИФРА
8,7% — на столько уменьшилось количество аварий на железной дороге по сравнению с аналогичным периодом прошлого года
29% — настолько меньше стали разбиваться самолеты
50% — уменьшились аварии на водном транспорте