Современное состояние мировой экономики может привести к глобальной войне. Об этом говорит опыт истории империализма конца XIX - начала ХХ века.
Согласно истории, слияние банковского и промышленного капиталов ведет к разрушению государств, революциям и глобальным войнам.
События нашего времени разворачиваются по аналогичному сценарию. Пока непонятно, может ли развернувшийся сейчас мировой финансовый кризис породить новую мировую империалистическую войну. Однако классики, изучавшие империализм в его начальной стадии, нас уже предупредили, пишет газета "ВЗГЛЯД".
Мировые политики уже вынуждены признать, что не знают настоящих причин нынешнего кризиса. Некоторые эксперты считают: главная проблема в том, что человечество просто не знает, куда двигаться.
Как подчеркивает издание, обещанный в упомянутых трех книгах глобальный кризис капитализма действительно состоялся, так как "похожесть современного мирового политико-экономического устройства и "классического" ленинского империализма ("Империализм как высшая стадия капитализма", 1917 год, где приведены основные признаки империализма и попытка доказать, что этот строй обречен) пугает.
До начала 70-х годов в марксистской политэкономии появляется термин государственно-монополитистический капитализм, где государство финансировало под разными политическими предлогами все сколь-нибудь масштабные проекты, решения по которым принимались хоть и на конкурентной, но отнюдь не публичной основе. Но развал СССР породил финансовый ренессанс.
На смену жестким контрактам пришли спот-рынки сырья, активную роль на которых играли глобальные трейдеры. Золото стало обычным биржевым товаром. А облигации, бывшие некогда спокойным средством помещения сбережений, превратились в условиях инфляции в инструменты, активно торгующиеся на финансовом рынке. Спрос на финансистов резко вырос, как и возможность сколотить состояние на биржевых операциях.
В результате 80-е годы стали периодом, подарившим нам целый культурный слой "яппи" и бессмертную фразу "жадность - это хорошо".
Тем не менее, несмотря на то, что прямых параллелей с периодом конца XIX - начала ХХ века пока никто не проводил, начало финансового кризиса породило в мировой публицистике эсхатологические ожидания. Тема новой глобальной войны неожиданно повисла в воздухе, хотя еще несколько лет назад люди были твердо уверены, что истории - конец.
Действительно, о какой мировой войне можно говорить, когда всем очевидно, что это будет конец мировой цивилизации в принципе.
Остается надеяться лишь на то, что кризис постепенно рассосется без серьезных последствий. Потому что в противном случае приходится ожидать неожиданной развязки, добавляет газета.
|