Направляясь покупать бытовую или компьютерную технику в специализированный торговый центр, покупатель уверен, что уж там-то все будет в порядке - сертификат, гарантия, сервисное обслуживание. Ан нет - вам вполне могут всучить левак, который, если поломается, можно просто выкинуть на помойку - ведь ни один сервисный центр за него не возьмется. И ничего не попишешь - закон. "Новая" попыталась выяснить, есть ли у обманутых клиентов хоть какие-то шансы отремонтировать свое имущество.
В феврале минувшего года киевлянин Алексей Мищенко купил у компании "Комтрейдинг" ноутбук DELL Inspiron 1720 - один из самых современных и дорогостоящих мобильных компьютеров стоимостью около 1600 долларов. В магазине заверили: ноутбук фирменный, сертифицирован в Украине. Спустя некоторое время ПК начал давать сбой - заедала клавиша при открывании. До окончания срока гарантии оставался еще месяц, и Алексей отнес технику в сервисный центр "ДатаЛюкс", куда его направила компания-продавец.
Сервис по-украински
Каково же было удивление клиента, когда сотрудники центра, просканировав штрих-код на задней крышке компьютера, сообщили ему, что ноутбук куплен в Америке и не сертифицирован в Украине! Заявив при этом, что ремонтировать его они отказываются. Алексею ничего не оставалось делать, как звонить по телефону горячей линии поддержки техники DELL. Кстати, несмотря на украинский номер 8-800-502-03-40, оказалось, что служба находится в… Афинах.
- Они вели со мной переговоры в течение полутора месяцев, - рассказывает Алексей. - Просили переслать фото ноутбука, штрихкода, квитанций и гарантийного талона, потом подтвердили, что техника действительно приобретена в Америке. Пообещали перевести гарантийные обязательства в Украину, добавив еще три месяца бесплатного обслуживания.
В компании "UA Сервис", куда должны были перевести гарантию, ноутбук Алексея почистили от пыли, обновили BIOS и пообещали заменить крышку. После такого "ремонта" комп вообще перестал работать - через несколько минут после включения экран гас. И в довершение всех бед клиенту заявили, что из Америки гарантию переводить не будут.
Плиз, идите вон!
Шокированный Алексей снова позвонил в службу поддержки компании DELL в Украине. Ирина Бернацкая, отвечающая за гарантийное обслуживание техники, предложила Алексею написать претензию, на которую вскоре поступил ответ: по гарантии технику отремонтировать невозможно, поскольку срок истек еще в 2008 году - исходя из того, что ноутбук был приобретен в Америке в 2007-м.
- Более того, мне намекнули, что, мол, не надо просить своих друзей привозить дешевый ноутбук из-за границы, а потом доказывать, что он куплен в фирменном магазине Украины, - возмущается Алексей. - А то, что у меня имеется чек из солидного магазина, - никого не волнует. Продавец тоже разводит руками - мол, я гарантийный талон выписал, а в том, что вас не обслуживают наши сервисные центры он - не виноват.
Как бы там ни было, сотрудники главного офиса DellTeam по СНГ, которые рассмотрели жалобу Алексея, рекомендовали ему… обратиться в магазин, где ПК был куплен. Мол, там и разбирайтесь. Напоследок Алексею принесли извинения за причиненные неудобства. Конечно, умыть руки - проще всего…
В магазине же не могут понять, каким образом данный ноутбук оказался контрабандным. Исполнительный директор компании "Комтрейдинг" Олег Голофаев пояснил "Новой", что весь товар у них сертифицирован, и привозят его надежные поставщики. В частности, злополучный ноутбук был поставлен СПД "Прилипко". Что же касается Алексея - на его ноутбук закончилась гарантия, поэтому его и не ремонтируют.
Отремонтируйте хоть за деньги!
Мищенко обошел еще несколько сервисных центров. Он рад уже отремонтировать компьютер за деньги, но с новыми поломками, возникшими после "обслуживания" в "UA Сервис", за технику никто не хочет браться. Специалисты заявляют: ноутбук ремонту уже не подлежит.
"Новая", пытаясь выяснить, на каких же условиях можно сдать в гарантийный ремонт технику, обратилась в компанию "ДатаЛЮКС". Оператор сервиса Сергей рассказал, что центр принимает продукцию только от конкретных дистрибьюторских компаний. Сотрудники проверяют серийный номер товара, сканируют штрихкод. И если у них нет данных по серийным номерам, значит, техника завезена не дистрибьюторами, а нелегально, и брать на ремонт ее не будут.
Поговорив с мастерами на известном в столице радиорынке, мы узнали, что и им частенько приходится иметь дело с "непонятной" техникой.
- Нам приносят вещи, купленные в фирменных магазинах, которые на самом деле собраны в Украине, - говорит один из мастеров. - Собирают их из отдельных частей, которые заказывают те же сервисные центры якобы для ремонта. Когда к ним обращаются с поломкой, могут поставить б/у-шные детали, ведь внутри корпуса это незаметно. А из новых деталей собирается техника для продажи, как фирменная.
Получается, покупатель, приобретая товар где бы то ни было, не может быть уверен в его качестве. Ведь в магазине никто не разрешит разбирать ноутбук, чтобы проверить его подлинность. Да и непонятные циферки вряд ли что-то скажут обычному человеку. Этим и пользуются нечистые на руку предприниматели при молчаливом попустительстве контролирующих организаций.
"Серым" товаром завалена страна
В Государственной таможенной службе Украины "Новой" объяснили, что существует "серая" и "черная" контрабанда. "Черная" - это ввоз товаров на территорию Украины без оформления каких-либо документов. "Серая" контрабанда, самая распространенная, - ввоз продукции наполовину легально. К примеру, стоимость занижается в несколько раз. Делается это для того, чтобы удешевить товар, и, соответственно, предприниматели получают больше прибыли и платят меньше налога. "Серой" контрабанды в Украине очень много, она практически перекрыла "черную", и с каждым годом методы обмана совершенствуются.
- Занижение таможенной стоимости товара, уменьшение объема, количества, изменение кода товара - способов перевозки "серой" контрабанды через границу множество, - объясняет один из сотрудников таможенной службы. - Бывает, перевозчики заявляют, что в каждой коробке по 200 мобильных телефонов. Начинаешь проверять, а там - 500. Или вообще не мобильные, а детали к компьютерам. А ведь далеко не весь груз проверяется. Поэтому у нас в супермаркетах и появляется "серый" товар.
Если вы собрались покупать ноутбук, то желательно уметь работать в Интернете. Ведь каждый производитель техники имеет сайт, причем на всех языках. С официального сайта производителя можно скачать обновленные версии программного обеспечения, получить техническую консультацию и зарегистрировать свою технику. При регистрации владелец ноутбука должен будет ввести серийный номер, который расположен на задней крышке, и указать регион, где куплен продукт. Можно прямо в магазине зайти на сайт производителя и попытаться зарегистрировать ноутбук. Если серийный номер не совпадет с регионом - на экране сразу же появится сообщение об ошибке, покупать такой не стоит. Кстати, покупатель всегда может вернуть товар в течение двух недель с момента покупки.
Компетентно
Александр Сахно, юрист:
- Подобные ситуации возникают потому, что в нашу страну завозится "серый" товар. Очень сложно доказать, что покупатель приобрел продукцию в Украине, даже при наличии чеков из магазинов наших торговых сетей. Ведь просканировать штрихкоды ноутбуков (также фотоаппаратов, мобильных телефонов и даже автомобилей) может только специальная техника, которую имеют сервисные центры. Если контрабанда продается в фирменных магазинах, это может говорить о том, что ее неофициально завозят сами сотрудники этих фирм либо представители, на которых возложены функции контроля. Получается, любой сертифицированный товар можно признать несертифицированным, чтобы не ремонтировать его по гарантии. Если у клиентов есть время и нервы - проблему можно решить в суде, но на это может уйти от 2 до 4 лет. При этом доказать, что в каком-то сервисном центре был сделан некачественный ремонт, будет крайне сложно. Ведь для этого нужно обратиться за экспертизой в другой сервисный центр, а они, как правило, покрывают друг друга.
Хлопот не оберешься
Олег Дунаевский, начальник ГУ по защите прав потребителей Киева:
- За год мы получаем в среднем три тысячи жалоб на некачественные товары или услуги. Из них 60 % - обращения граждан по поводу коммунальных услуг. На товары промгруппы приходится в среднем 24 % жалоб, в их числе жалобы на радиотехнику, компьютеры, мобильные телефоны.
В течение первого квартала 2009 г. жалоб было на 70 % больше, чем обычно. Полагаю, в связи с кризисом магазины стали чаще отказываться возвращать деньги за некачественный товар, а сервисные центры не хотят ничего ремонтировать.
85 % жалоб мы удовлетворяем - людям возвращают деньги либо меняют товар. Для этого у нас работает общественная приемная (находится по ул. Сагайдачного, 29). Там вам объяснят, какие документы нужно предоставить, чтобы защитить свои права.
У нас был случай, когда мы помогли покупателю забрать из салона машину, за которую он уплатил полную стоимость - около 170 тыс грн - но ее ему не отдавали. Этот гражданин приехал в салон через три дня после оплаты покупки - так ему сказали. Но в салоне объяснили, что на авто за три дня поднялась цена на 40 тыс грн. Машину не отдавали, требуя доплаты. После нашего вмешательства человеку вернули авто, еще и заплатили штраф.
Однако, когда корреспондент "Новой" позвонил в управление по поводу ноутбука Алексея Мищенко, ему ответили, что ничем не смогут помочь.
- По таким вопросам, как контрабандный товар, нужно обращаться в милицию или прокуратуру. Заявлять на магазин. Мы этим не занимаемся, - отрезала Ольга Глущенко из общественной приемной Департамента по защите прав потребителей.
|