Экономить на всем! Такого девиза вынуждены придерживаться сегодня большинство украинских компаний - от крошечных семейных мастерских до крупнейших корпораций.
Желая удержать бизнес на плаву, предприниматели пересматривают, казалось бы, незыблемые устои, расстаются со стереотипами. Один из спасательных кругов для многих сфер деятельности - удаленная работа.
Для начала определимся с терминами. Некоторые из них придумал ракетчик из США Джек Найлз, называемый "отцом телекомьютинга и телеработы" (в 1993 году "отцовство" признали официально: американец стал президентом Международного консультативного совета по телеработе). По определению Найлза, телеработа - это когда человек трудится только дома и именно дом представляет собой центр компании. Телекомьютинг же - домашняя работа на фирму, у которой есть офис. Русскоязычное понятие "удаленная работа" больше соответствует телекомьютингу (то бишь деятельность, удаленная от работодателя). Телеработа - это, скорее, свой бизнес в отсутствии офиса.
Еще вариант - фриланс, от английского словосочетания free lance ("свободное копье"). Фрилансер - этакий наемник, независимый специалист, привлекаемый для выполнения определенных заданий. Именно здесь основное отличие от "удаленщика", ведь телекомьютер может состоять в штате и получать стабильное жалование так же, как офисный сотрудник. А фрилансеру платят сдельно.
Есть также аутсорсинг - это привлечение сторонних специалистов как для выполнения разовых работ, так и для постоянного сотрудничества (например, юридического сопровождения или ведения бухгалтерии фирмы). В этом случае особенность в том, что аутсорсером может быть как человек, так и целое предприятие - адвокатская, аудиторская компания и так далее.
Люди или метры
Итак, ни для кого не секрет: плата за аренду офисных, производственных, торговых помещений - всего, что входит в понятие коммерческой недвижимости, составляет весьма значительную часть затрат любого предприятия. Кроме тех, что либо совсем распрощались с офисом, либо сократили его до минимума, либо изначально обходились без помещения. Последних в Украине очень и очень мало, а вот первых и вторых - становится все больше.
Подсчитывая выгоды "удаленки", рачительный (пусть и вынужденно рачительный) владелец учтет и уменьшение расходов на содержание рабочих мест: уборка, освещение и прочие коммунальные блага, телефон, Интернет, мебель, оргтехника, периодический ремонт как помещения, так и снова-таки мебели с оргтехникой… Многие предпочтут сократить площадь кабинетов, а не персонал. Ведь ситуация когда-нибудь да изменится, офис можно поменять, а вот получится ли вернуть квалифицированных, обученных конкретной работе, знакомых со спецификой фирмы профессионалов? Конечно, "удаленка" - вариант не для любого бизнеса, но для немалой части его сфер.
Сапожник без сапог
В СССР, как известно, не было не только секса, но и частного предпринимательства. Однако, расспросив знакомых, каждый мог заполучить заветный номерок телефона и воспользоваться услугами, например, маклера. Он подберет варианты обмена, договорится о "доплате" - в общем, сделает то, чем теперь занимаются агентства недвижимости. Естественно, ни о каких офисах речи не шло, "нелегал" работал дома, вооружившись телефоном и ворохом бумаг. Когда времена изменились, именно вышедшие из подполья маклеры основали изрядную часть риелторских компаний.
Теперь времена снова изменились, пусть не так радикально, и… Сапожники остались без сапог - на рынке застой, недвижимость оказалась не по карману и многим риелторским агентствам. Они вынуждены закрывать филиалы, менять просторные офисы в престижных местах на более скромные. И… вспоминать свои маклерские корни. Немало украинских риелторов перешли на удаленную работу.
"Мы с коллегами и раньше-то не особо засиживались в офисе, ведь волка ноги кормят: нужно смотреть помещения, показывать их покупателям. Но все-таки в нашем филиале у каждого имелось свое рабочее место, мы могли это себе позволить, пока на рынке был бум, - рассказывает риелтор Нонна. - Сейчас приходится ужиматься. Сняли маленький офис (нашли в своей базе данных, тут мы в выигрышном положении!), в нем всего два компьютера - для дежурного и если кому-то что-то срочно понадобится. Если риелтор не на дежурстве и не "в поле" - трудится дома".
"Несколько лет назад довольно много специалистов работали по свободному графику: проектировщики, системные администраторы… Но бизнес развивался, предприятия росли, и такие профессионалы им нужны были "под рукой", - отмечает начальник отдела рекрутмента компании "HR Invest" Татьяна Полываная. - Сейчас объемы работ уменьшились, и фирмы снова переводят этих людей на свободный график".
Удаленность со всеми удобствами
Если для некоторых специалистов "удаленка" - хорошо забытое старое, то для представителей ряда профессий - обычная практика хоть в кризис, хоть до кризиса. Это многие "компьютерные" специалисты, бухгалтеры, дизайнеры, архитекторы, переводчики, редакторы, журналисты. Судя по рассказам "бывалых", труд вне офиса (или при его отсутствии) выгоден не только для работодателя, но и для самого специалиста.
Ева - журналист, 15 лет протрудилась в различных редакциях и уже три года удаленно работает мониторщиком (ищет в Интернете новости на определенную тему) в информационном агентстве:
- Это очень удобно! Я живу в спальном районе, редакция - в центре города, дорога отнимала бы больше двух часов в день. Плюс время на сборы, плюс неудобства в заполненном транспорте, затоптанная попутчиками обувь и оторванные пуговицы… А в нынешней ситуации я утром спокойно пью за компьютером кофе. В течение дня удается выкраивать время на поход в магазин, оплату "коммуналки", домашние дела. Не приходится откладывать их на выходные, поэтому в субботу и воскресенье можно действительно отдохнуть, а не устраивать уборку-готовку. Материальная экономия тоже очевидна - нет транспортных расходов. Опыт показывает, что и обувь, одежда снашиваются гораздо медленнее. Не нужно мокнуть под дождем и мерзнуть - меньше шансов простудиться и оставить ползарплаты в аптеке. В общем, выгод множество. Минус же я вижу только один: постоянная близость холодильника со всякими вкусностями. С другой стороны, питание в офисе или кафе всегда обходится дороже, чем дома, и вряд ли здоровее.
В кафе, на совещание…
Впрочем, не все настроены так оптимистично, ведь общих рецептов, панацей нет не только в медицине, но и в бизнесе. Многие руководители, в том числе компаний, действующих в "творческих" сферах, считают "удаленку" неприемлемой даже для части персонала.
"Специфика нашей деятельности не позволяет распустить сотрудников по домам. Технология не предусматривает такого варианта, - говорит директор рекламного агентства Алексей. - Если станет совсем туго, мы просто закроемся, а офис пересдадим более удачливым".
Те же начальники, которые теоретически допускают возможность телекомьютинга, опасаются психологических проблем. Распространена убежденность в том, что только постоянный контроль может подвигнуть сотрудников оторваться от компьютерных игр, перекуров и чаепитий. Что уж говорить о работе дома… Увы, зачастую эта мысль вполне обоснованна. Но здесь кризис на руку работодателям: рынок труда переполнен специалистами, можно избавиться от нерадивых и набрать других - пусть не лучше прежних, но зато дорожащих местом. Безусловно, надомная работа - для людей организованных, не нуждающихся в "надсмотрщике".
"Удаленному сотруднику надо ставить очень четкие и ограниченные во времени задачи с определенными результатами, - подчеркивает генеральный директор консалтинговой компании "БизнесОбучение" Наталья Уразова. - При правильной организации и мотивации реально даже увеличение рабочего времени - в домашней обстановке люди могут трудиться по 9-10 часов в день и не уставать".
Эксперт добавляет, что в Европе и Америке уже давно распространены удаленные и виртуальные офисы. "Это позволяет брать на работу людей из другого региона. При такой организации реальный офис состоит из нескольких комнат: переговорная, если требуются встречи с клиентами; конференц-зал для внутренних совещаний (его роль может играть та же переговорная); рабочий зал - рабочие места общего пользования. У каждого сотрудника есть свой ящик или легко перекатываемая тумба, которая после завершения работы убирается к стене или в отведенное для этого место. А если персонал невелик, то офис вообще не нужен. Для совещаний можно снимать переговорные комнаты или встречаться в уютных кафе", - отмечает Наталья Уразова.
В ауте
Аутсорсинг как вариант экономии на оплате труда становится все популярнее, подчеркивает Татьяна Полываная. Это не в радость наемным работникам, которых сокращают, но - очень часто в интересах бизнеса. Зачем постоянно платить юристу, если его услуги нужны лишь периодически? Для чего держать в штате кадровика, если предприятие небольшое и особой "текучки" нет? "К нам обращаются с предложениями вести кадровое делопроизводство компаний, разрабатывать мотивационные программы для коллективов", - добавляет г-жа Полываная.
Она вспоминает, что несколько лет назад аутсорсинговые фирмы брались за все подряд, подыскивали буквально любых профессионалов. Однако со временем агентства стали узкоспециальными: одно занимается исключительно бухгалтерией, другое - только аудитом, третье - "околокомпьютерными" услугами. "Но я считаю, что руководителю компании проще иметь дело с одной такой фирмой, которая бы удовлетворяла все потребности в аутсорсинге", - говорит Татьяна Полываная. Впрочем, по ее словам, агентства быстро реагируют на дополнительные пожелания заказчика и берутся за не характерные для себя работы. Сейчас, например, это зачастую "поставки" предприятиям кризис-менеджеров. Такой специалист-аутсорсер может обслуживать одновременно несколько фирм - каждой из них это обойдется дешевле, чем оплата труда штатного работника.
По данным кадровых агентств, в этом формате сейчас трудятся и некоторые секретари: принимают звонки и оформляют деловую переписку для двух-трех-четырех компаний. Эксперты прогнозируют дальнейший рост популярности аутсорсинга.
|