И даже лекарственное растение
«Какой же это наркотик? Это трава», — заметил однажды губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер в интервью журналу GQ, когда его спросили о марихуане. Особо либеральным политиком старина Арни никогда не был, его голосом говорит скорее природная мудрость: как практически любая трава, конопля обладает и лекарственными свойствами. Последние исследования испанских и американских ученых показывают, что биологически активные вещества конопли могут оказаться полезными в борьбе с самыми тяжелыми заболеваниями.
О ее лечебных свойствах народная медицина знает уже очень давно. Известно, что еще в Древнем Египте и Древней Греции коноплю использовали в качестве естественного афродизиака, а в Древней Индии растение входило в состав многих лекарств. Медики из британских колониальных сил в Индии использовали настойку конопли в качестве эффективного обеззараживающего средства. Однако в ХХ веке в результате развернувшейся войны с наркотиками исследования медицинского применения конопли были практически приостановлены. Только в последние годы благодаря повышению градуса реализма общественного сознания и расширению движения по декриминализации потребления марихуаны конопля стала объектом всесторонних научных исследований.
Один из самых интересных результатов последнего времени был получен испанскими учеными из мадридского Университета Комплутенсе. Они обнаружили, что главный химически активный компонент марихуаны — тетрагидроканнабинол (ТГК) — способен вызывать в раковых клетках процесс аутофагии, при котором содержащие ферменты лизосомы этих клеток «переваривают» своих «хозяек». Авторы опубликованной в американском Journal of Clinical Investigation статьи «Cannabinoid action induces autophagy-mediated cell death through stimulation of ER stress in human glioma cells» приходят к выводу о том, что ТГК и другие каннабиноиды, видимо, представляют собой «новое семейство потенциально антираковых средств».
В ходе исследований ученые проводили опыты на мышах. Сначала они стимулировали рост рака, а затем вводили дневную дозу ТГК рядом со злокачественной опухолью. Результатом оказался запуск самопереваривания раковых клеток. После этого экспериментаторы ввели аналогичные дозы ТГК рядом с раковыми опухолями добровольцам, и менее чем за две недели рост рака замедлился в 2 раза. При этом, как отмечают исследователи, не было обнаружено никаких токсических эффектов, которые, как правило, сопровождают антираковую химиотерапию.
В настоящее время ТГК является единственным каннабиноидом, который разрешен для медицинского применения в США, Канаде и Западной Европе. Он (и его синтетические аналоги типа маринола) используется в медицине по преимуществу для купирования побочных эффектов онкологической химиотерапии и потери веса при СПИДе. Надо отметить, что в России производство, продажа, импорт и хранение тетрагидроканнабинола, включая его синтетические лекарственные формы, запрещено законом.
Однако помимо ТГК в марихуане, как свидетельствуют изыскания Шамира Росса из Университета Миссисипи, статья которого «Biologically Active Cannabinoids from High-Potency Cannabis sativa» опубликована в одном из последних номеров Journal of Natural Products, есть и другие биологически активные каннабиноиды.
Для своих исследований ученый использовал сорт мексиканской Cannabis sativa с повышенным содержанием каннабиноидов. После химической экстракции и очистки ему удалось выделить девять родственных ТГК веществ и проанализировать их молекулярную структуру с использование методики HRESIMS (масс-спектрография электронной ионизации высокого разрешения).
Выделив эти вещества, Росс прежде всего проверил их токсичность на подопытных животных — африканских зеленых обезьянах. Отсутствие признаков отравления свидетельствовало о том, что полученные им каннабиноиды могут без опасения вызвать интоксикацию быть использованы для медицинских исследований. Уже после этого Росс попытался понять, какую именно биологическую активность могут проявлять эти вещества. Оказалось, что 6 из 9 полученных им каннабиноидов обладают весьма выраженной и разнообразной активностью. Так, одно из веществ оказалось потенциальным лекарством против лейшманиоза, опасного заболевания, распространенного в тропических и субтропических регионах планеты. Другой каннабиноид — и это подтверждает практику народной медицины еще XIX века — смог весьма эффективно бороться с золотистым стафилококком, а еще один — против метициллин-резистентного золотистого стафилококка, опаснейшей разновидности инфекции, появившейся в результате приспособления бактерии к человеческой медицине. Четвертый из выделенных Россом каннабиноидов хорошо зарекомендовал себя при использовании против кандидоза, часто встречающегося грибкового заболевания, а пятый — как потенциальное антималярийное средство.
Идентификация этих биологически активных компонентов марихуаны исключительно важна для медицины: из них можно наладить производство новых лекарственных препаратов, а на их основе — получить еще более мощные и действенные лекарства. И кроме того, эти исследования еще раз подтверждают очевидную для всякого непредубежденного сознания простую истину: искусственные запреты, вызванные даже самыми благими намерениями, вредны не только для постижения истины, но и для выживания человечества.
|