США распадутся, Аляска вернется России, а в банковском мире наберет силу исламская модель – таковы прогнозы экономистов
Кризис пока еще в самом разгаре, а экономисты уже гадают, каким будет мир после его окончания. Что он изменится, под сомнение сегодня не ставит никто. Но вот в какую сторону? Что ждет Россию, США, Китай и другие крупные державы? Взгляды российских и американских ученых на этот счет расходятся.
Британские эксперты предлагают два сценария долгосрочных последствий кризиса. По первому, дефляция возьмет верх, и мир погрузится в многолетнюю рецессию с массовой безработицей. Тогда США перестанут быть супердержавой, но «свято место» останется вакантным. Занять его не смогут ни Китай, ни Евросоюз, ни даже Россия. В мире просто воцарится хаос: «единственным ценным имуществом в мире станут земли сельскохозяйственного назначения и нефтяные скважины, а также оружие и боеприпасы для их обороны». По второму - оптимистическому сценарию, антикризисные меры, применяемые во всех странах, дадут положительный эффект, и примерно через год мир вернется к нормальным темпам роста и умеренному уровню безработицы.
Кстати, в Европе не исключают, что по окончании кризиса возрастет влияние России, которая, как подчеркивают английские экономисты, на удивление хорошо совладала с собственным финансовым кризисом. А вот Китаю, который многие хвалят за его попытку переориентировать страну на внутреннее потребление собственных товаров, некоторые специалисты пророчат замедление роста производительности труда.
По мнению известного на весь мир финансиста Джорджа Сороса, восстановление экономики Америки начнется уже в третьем-четвертом квартале этого года. Однако и он признает, что американский доллар может потерять свой статус мировой резервной валюты. Эту роль, по его мнению, в будущем смогут играть «Специальные права заимствования» (СДР), выпускаемые Международным валютным фондом.
- В долгосрочной перспективе переход на мировую расчетную единицу, отличную от доллара, может пойти нам на пользу, – пытается успокоить Д. Сорос. Наверно, он имеет в виду, что это покончит с ситуацией, которая позволяла американцам тратить больше, чем они зарабатывали. В целом же мировая экономика начнет выздоравливать к середине 2010 г.
Во Франции считают, что «экономическое улучшение в Китае будет сопровождаться и оживлением экономики в России». Именно так считает Жак Сапир, профессор экономики Высшей школы общественных наук (Париж).
Не менее интересные прогнозы есть и в исламском мире. Так, Центральный банк Сингапура считает, что исламская финансовая система значительно расширит свое влияние на планете после того, как мировая экономика восстановится после кризиса.
В России предрекают не лучшие времена для США после кризиса. Игорь Панарин, доктор политических наук, профессор считает, что мировой кризис закончится ослаблением, а затем и развалом США. По его мнению, возникнет новый международный центр силы – Евразийский союз, построенный по принципу Евросоюза — с единой валютой и парламентом. Таким образом, в мире останутся три центра силы: Китай, Евросоюз и Евразийский союз. А вот США распадутся. Атлантическое побережье войдет в Европейский Союз, Тихоокеанское — окажется под влиянием Китая, Аляска вернется в состав России. Это будет новая, достаточно устойчивая геополитическая картина мира, которая позволит нам уйти от глобальных конфликтов, полагает эксперт.
Что касается наших внутренних проблем, то одна из самых больших, которую нам предстоит решить - это чрезмерные бюджетные расходы. Виктор Стародубовский, первый замдиректора Международного НИИ проблем управления считает, что все последствия кризиса в полной мере сказываются на бюджетной ситуации в 2009 г. Нехватка доходов для обеспечения в 2009 г. сложившихся расходов оценивается специалистами порядка 10% ВВП. Если эти расходы существенно не сокращать, резервов Минфина для возмещения дефицита хватит не надолго, поскольку продолжительность кризисной ситуации, в том числе низких цен на нефть и другие сырьевые товары, надежно оценить невозможно, задача сохранения, экономного использования резервов стоит очень остро. В случае их нехватки неизбежность значительного и быстрого урезания расходов может оказаться особенно болезненной.
Но что же надо предпринять нашей стране, чтобы не упустить посткризисную экономическую пальму первенства?
По мнению Евгения Гонтмахера, руководителя Центра социальной политики Института экономики РАН, для успешного выхода из кризиса нам нужно резко поднять производительность труда, сделать нашу экономику конкурентоспособной. Потому что на нефти и газе мы уже никуда не уедем. Даже если на них будут высокие цены, мы будем не более чем сырьевым придатком для Европы или Китая.
|