«Ведомости» выяснили, какие транспортные средства декларируют на бумаге высокопоставленные чиновники, а на каких передвигаются в жизни
АВТОПАРК ЧЕРНОВЕЦКОГО ВНЕ КОНКУРЕНЦИИ
Как оказалось, личной машины нет и у нардепа-регионала, который недавно попал в рейтинг миллиардеров «Форбс» — Рината Ахметова. Две машины, правда, записаны на членов его семьи — это «Мерседес Е-240» и «Хонда CR-V».
Нет собственных автомобилей и у целой когорты министров нынешнего Кабмина. В числе таковых — руководитель Минюста Николай Онищук, главный спасатель страны Владимир Шандра, глава МВД Юрий Луценко (две машины и мотоцикл имеются у его семьи), министр охраны окружающей природной среды Георгий Филипчук, и, наконец, официальный миллионер, первый вице-премьер Александр Турчинов. Впрочем, в собственности семьи Александра Валентиновича таки есть «колеса» в виде автомобиля «Ниссан Патрол».
Два автомобиля есть у родных министра топлива и энергетики Юрия Продана — «Тойота» и «Лексус», а близкие «безлошадного» главы Минобразования Ивана Вакарчука разъезжают на «Мицубиси». Нет транспортного средства у министра ЖКХ Алексея Кучеренко. Зато у него есть водный мотоцикл Bombardir. Судя по декларациям, нет машин у семей вице-премьера Григория Немыри, министра угольной промышленности Виктора Полтавца и министра регионального развития Василия Куйбиды.
Быструю езду среди всех членов правительства, похоже, любит только Людмила Денисова, министр по вопросам труда и соцполитики. Единственная женщина-министр владеет автомобилем «Ауди — А6» с объемом двигателя 2510 см. куб. А вот члены ее семьи катаются на скромном Rover Mini Cooper.
Один автомобиль — «Тойота Ленд Крузер» есть у действующего главы ВР Владимира Литвина. Члены спикерской семьи передвигаются на «Крайслере». На родственников оформлены автомобили экс-спикера Арсения Яценюка — «Шкода» и «Мерседес».
А вот столичный градоначальник, эпатажный Леонид Черновецкий может похвастаться недюжиным автопарком: «Роллс-Ройс «Фантом», «Мерседес» «кубик», «Мерседес S-600», а также ГАЗ-14 («Чайка» Щербицкого). Последнюю машину, напомним, мэр купил недавно на аукционе за 1,5 млн. грн., который сам же и организовал.
Финансово-экономический кризис, судя по всему, ударил по кошельку заместителя столичного мэра Ирэны Кильчицкой. В 2008-м она продала свой внедорожник «Хаммер». Ирэна Реонольдовна любит повторять:
«Я сторонница того, чтобы всю свою собственность оформлять на себя, в отличие от многих политиков». Заммэра, судя по ее декларации, на сегодня владеет тремя автомобилями — Bentley Continental GT, Porche и Мерседес.
ПРЕМЬЕРЫ ЛЮБЯТ МЕРСЕДЕСЫ... СЛУЖЕБНЫЕ
В декларации леди Ю за 2008 год, как и на протяжении последних лет, нет автомобильных сенсаций — в графе «Движимое имущество» красуется жирный прочерк. Единственная традиционно заполненная строчка — зарплата. Нет у Тимошенко ни дивидендов, ни гонораров, ни квартиры, ни гаража, ни дачного дома, ни автомобиля, ни мотоцикла. Ничего нет...
На ее мужа Александра зарегистрирована «Тойота Прадо». Вместе с тем Юлия Владимировна совсем не афиширует служебный «Мерседес» S600 L W220 B7, приобретенный Кабмином специально для нее еще при первой премьерской каденции за 660 тыс. долл. Кроме «Мерседеса», Юлию Владимировну журналисты не единожды видели в салоне БМВ 3-й модели. Кстати, однажды глава Кабмина рассказывала, что умеет водить машину, но не садится за руль. Кроме того премьер часто заявляет: «Я езжу без кортежей. Я их просто ненавижу».
Известно, что дочь главы КМУ Евгения ездит на автомобиле «Мерседес — E300», подаренном бабушкой. Цена подарка колеблется в районе 55 тыс. евро. В кулуарах поговаривают, что у Юлии Тимошенко есть две родственницы, на которых она оформляет все свои активы — это тетя премьера Антонина Ульяхина и дочь последней Татьяна Шарапова.
Когда Юлия Тимошенко во второй раз заняла должность главы Кабмина, она пообещала, что правительственные чиновники не будут ездить на элитных авто. Однако вскоре после этого заявления журналисты увидели министра транспорта Иосифа Винского в «Мерседесе» S-класса стоимостью почти миллион гривен. Разгорелся грандиозный скандал, и Винский пересел в собственный более дешевый «Мерседес», а министр КМУ Петр Крупко публично пообещал: авто высокопоставленных должностных лиц не будут стоить более 500 тыс. грн.
К слову заметим, что нет личного авто, (согласно декларации) и у экс-премьера Януковича. Но объективности ради напомним о громком скандале, разгоревшемся в 2007-м, когда Виктор Федорович возглавлял Кабмин. Тогда КМУ более чем существенно обновил свой автопарк. Кроме двух бронированных «Мерседесов», за бюджетные средства были приобретены еще пять «мерсов» самого престижного S-класса (аналогичные тому, который купил за деньги НАКа оскандалившийся на всю страну экс-глава «Нафтогаза» Алексей Ивченко). По сведениям из компетентных источников, правительство также приобрело два микроавтобуса «Фольксваген Транспортер» на сумму в 690 тысяч гривен. Специальная машина была куплена премьеру Януковичу для поездок в регионы и, кроме того, Виктору Федоровичу Кабмин приобрел настоящий американский гибрид автобуса и джипа — GMC Savana производства компании «Дженерал моторс». Его стоимость в Киеве составляла на тот момент более 572 тыс. грн.
Итак, в сухом остатке имеем: два бронированных «Мерседеса» минимум по 3,3 миллиона каждый, плюс пять «Мерседесов» на шесть миллионов плюс два микроавтобуса за семьсот тысяч и автобус GMC для Януковича за шестьсот тыс. грн. Получается около 14 млн. грн.
В 2007-м, когда правительственный автопарк обновили «от» и «до», в бюджете на строительство завода по переработке плазмы крови было заложено
10 млн. грн...
Почему политбомонд де-юре без авто
ПАРАДОКС политической жизни по-украински состоит в том, что рядовой избиратель намного чувствительнее реагирует на роскошные машины или имения высоких чиновников, чем на разворовывание абстрактных миллионов долларов из госбюджета. Именно поэтому многие министры, депутаты, дабы казаться поближе к «маленькому» украинцу регистрируют шикарные авто, квартиры и прочее движимое и недвижимое имущество на своих жен, мужей, детей, матерей. Словом, переводят стрелки роскоши от своей публичной персоны в тень.
Далеко не каждый житель нашей страны может позволить себе автомобиль (а тем более, в нынешних условиях). Но такие автомобили, как у наших миллионеров, имеются далеко не у каждого олигарха за границей. К примеру, Ингвар Кампрад, владелец мебельной сети IKEA, до сих пор ездит на стареньком «Вольво — 240». Наши «випы» предпочитают шик. Так, пройдясь под стенами Верховной Рады, можно лицезреть многочисленные «майбахи», «лексусы», «хаммеры», «бентли», «ягуары», «кадиллаки».
На стоянке Кабинета министров сверкают черные «мерседесы» и БМВ. Кстати говоря, самые популярные — представительские «мерсы» S-класса. Все подобные автомобили оснащены компьютерами, GPS, DVD, телевизорами, климат-контролями и прочими «фишками». Такой же автомобиль использует президент Виктор Ющенко, глава его секретариата Виктор Балога и премьер Юлия Тимошенко. Однако это — их служебные авто. Личные машины политбомонда, оказывается, это лишь редкое исключение из массовых правил.
|