Развитие технологий трехмерной графики и интерфейсов для взаимодействия человека и компьютера несет в себе не только развлечение, но и ряд других положительных эффектов. Это, связано с тем, часто люди перестают различать грань между виртуальностью и реальностью, чем пользуются психологи, излечивая больных от фобий и филий. Тем не менее, в подобной практике следует соблюдать умеренность, считает психолог Татьяна Симченко.
Виртуальная реальность на службе психологии несет несомненную пользу в лечении различных сложных заболеваний. В искусственной вселенной психолог может поместить пациента в такую ситуацию, которую невозможно воссоздать в реальном мире по практическим или этическим причинам. На примерах добровольных подопытных ученые исследуют природу интересного феномена – восприятие человеком виртуальных стимулов как направление действий в реальной жизни.
В одном из экспериментов, проведенном европейскими учеными, при помощи шлема виртуальной реальности человек помещался в комнату, где в этот момент проходит вечеринка – вокруг пациента движется множество людей, которые пьют шампанское, танцуют, разговаривают. В зависимости от решения психолога реакция участников вечеринки на появление чужака может быть разнообразной – иногда они игнорируют новенького, иногда в панике разбегаются.
Целью исследователей было определить реакции пациента на поведение нарисованных персонажей, которое зависело от предпринимаемых им в виртуальной реальности действий. С той же целью пациентов помещали на край несуществующей пропасти, заставляли подвергать пыткам виртуального персонажа.
Наблюдение показало, что половина испытуемых прерывала эксперимент, поскольку эти люди воспринимали происходящее как часть реального мира. Вместе с тем, оставшейся половине приходилось постоянно напоминать себе, что действие происходит в выдуманном мире, иначе бы они тоже предпочли покинуть виртуальную реальность.
Уже существуют и применяются на практике различные лечебные программы, помогающие с помощью виртуальной реальности излечиться от боязни пауков, страха перед публичными выступлениями или других форм фобий, преследующих человека всю жизнь. Но применение подобной технологии должно проходить под контролем лечащего врача и быть строго дозированным для каждого конкретного пациента.
Об этом «Правде.Ру» рассказала кандидат психологических наук, практикующий психолог Татьяна Симченко: «Классическое взаимодействие врача с пациентом, конечно, требует значительно больше времени для достижения результата. Иногда уходят месяцы и годы, чтобы разрушить в психике человека устоявшиеся комплексы и страхи. Тем не менее такая мягкая терапевтическая методика позволяет минимизировать нагрузку на пациента, избегая шока с непредсказуемыми последствиями».
«Существуют такие формы фобий, которые не регулируются количественно, - продолжает Татьяна Симченко. - Их нельзя побороть, добавляя в виртуальную реальность какие-то предметы или, напротив, удаляя их. В таких случаях никак не обойтись без предварительной стандартной работы с психоаналитиком. Он плавно подведет пациента к предстоящему испытанию».
«Использование виртуальной реальности в психологии должно быть уместно и строго дозировано. Не стоит забывать, что это лишь еще один инструмент для достижения цели, причем, новый по форме, но не по содержанию», - считает психолог.
При этом Симченко особенно отметила одно очень перспективное и важное направление в использовании виртуальной реальности – обучение инвалидов владеть протезированными конечностями. По ее мнению, реабилитационные методики такого рода имеют очень большой потенциал, коль скоро люди склонны вживаться в трехмерные миры.
|