С тех пор как первая молния ударила в дерево рядом с человеком, первая искра вылетела из-под ударяющихся друг о друга камней, а Прометей спустился тайком к людям, чтобы передать им кусочек божественного знания, огонь был с человеком всегда. Человек обожествлял и боялся его, подчинял, использовал, относился к нему с небрежностью или искал в нем ответы на самые главные вопросы. Одного человек не делал никогда — никто и никогда не бывал к огню равнодушен.
Сакральный огонь
Первобытный человек подходил к окружающему с простой логикой: всё, что существует помимо человека, вероятно, божественно. Естественно, огонь оказался одним из главных претендентов на почитание. Нет такой мифологии, которая не предполагала бы поклонение огню или огненному богу в той или иной форме. Некоторые культы предполагали поклонение огню в чистом виде. Часто власть над огнем приписывалась богу солнца или богу молний, почти всегда параллельно существовала еще и богиня домашнего очага.
Вообще для символики огня характерна удивительная двойственность. Огонь не только может быть карающим и охраняющим, символом боевой ярости и домашнего уюта. Даже христианская мифология, также склонная к сакрализации огня, не приписывает его однозначно к божественному или противному Богу началу. Господь является людям в виде огня или в сиянии огня — будь то неопалимая купина или Синай, где гора дымится от окружающего ее огня, но не разрушается. Огонь в христианстве — это и слово Божие, и очищающий, и карающий огонь, и огонь благочестия. Но вместе с тем каждый христианин опасается, не проявив должного смирения в жизни, после нее гореть в аду. Только Данте поместил в центр своего ада не огонь, а лед, но и в его аду огню нашлось достойное применение.
Те древние, которые стремились в первую очередь исследовать окружающий мир, а не поклоняться ему, тоже не оставляли огонь вне своего внимания. Будь то греческое представление о четырех основных элементах или присущее фэн-шуй деление мира на пять основных компонент — огонь обязательно присутствует среди них.
Подчинение огня
Природа человека такова, что ему недостаточно видеть окружающий мир, недостаточно даже понимать его. Человеку необходимо все подчинить себе. Человек подчинил себе и огонь. А тот, кто владеет огнем, — владеет миром. Вспомните Маугли с красным цветком в горшке — это он, гордый человек, и не чета ему любой зверь в джунглях. Сходную репутацию имели византийские греки, придумавшие греческий огонь — жидкость, способную гореть даже в воде и потому незаменимую при сражениях на воде. Завладеть ее секретом мечтали многие, но византийцы свято оберегали свое ноу-хау.
Подчинив огонь себе, человек стал по собственному желанию защищать или карать с его помощью. Печь, очаг — главное, что есть в доме, то, что объединяет его жителей и отделяет их от окружающего мира. Недаром народные поверья советуют с большой осторожностью делиться собственным огнем. В некоторых русских деревнях было принято даже, давая угли соседям, непременно забирать их обратно, пусть уже и потухшие.
Но огонь не только греет — он и сжигает. Этим активнее всего пользовалась инквизиция. Костры, сжигающие книги и еретиков, аутодафе стали визитной карточкой и для защитников истинной веры, и для огня. Кто сейчас вспомнит, сколько подозреваемых на самом деле были оправданы тогда или подвергнуты менее жестоким наказаниям? Но костры инквизиции помнят все.
Огонька не найдется?
Современность принесла с собой легкое, профанное отношение ко многому, что раньше было таким важным. Человек виртуозно управляет вещами, но редко придумывает им серьезное применение. Огонь? Здорово, устроим фейерверк! Люди по-прежнему тянутся к огню, но он, кажется, потерял прежнюю власть над людьми. Очень здорово иметь возможность установить в квартире камин, неплохо также съездить на дачу и попариться в баньке. Не выйдет? Не страшно, ведь есть центральное отопление, горячая вода и немало других способов развлечься и расслабиться.
Но даже в сегодняшнем десакрализованном и рациональном мире по-прежнему встречается еще и другой вид огня, почти сакральный. Любители спорта с замиранием сердца следят за путешествием по миру олимпийского огня, и митинги протеста против проведения огненной эстафеты в том или ином городе оказываются чем-то куда более существенным, чем чисто спортивные перипетии. На Пасху весь мир не менее пристально смотрит в сторону Иерусалима — сойдет ли и на этот раз Благодатный огонь? Да и язычки вечных огней по всему бывшему Союзу всё еще остаются для людей чем-то большим, чем горящий газ.
Огонь символизирует что-то по-настоящему важное, сильное, большое. Плохое или хорошее — не так важно, но зато всегда живое и настоящее. Сегодня почти не осталось такого огня. Мы равнодушно смотрим на огнепоклонников (экзотика!), с легким интересом слушаем про факелы ку-клукс-клана (ужас!) и пытаемся вообразить стерильное будущее, где место огня займут энергосберегающие лампочки. Не оттого ли куда более реалистичным выглядит будущее Брэдбери, где вечно 451 градус по Фаренгейту?
|