Пока СМИ разрывают страшилки о новом или свином гриппе, учёные наконец изучили птичий. И выяснили, почему инфекция не передаётся от человека к человеку
Исследователи из Императорского Колледжа в Лондоне и Университета Северной Каролины выяснили, почему вирус птичьего гриппа не может передаваться от человека к человеку. Дело в том, что температура в носоглотке у людей слишком низка для выживания вируса, поэтому попав в человеческий организм зараза просто не может распространяться дальше.
Сейчас врачам известно 16 видов птичьего гриппа. Некоторые из них теоретически могут мутировать в более заразные, но в нормальном состоянии они никак не грозят нам пандемией. Дело в том, что идеальная температура для «проживания» вируса — 40 градусов по Цельсию. В человеческой носоглотке же она не превышает 32 градуса. То есть, даже попав в человеческий организм от птицы, вирус не может распространятся. Ведь чтобы попасть в слизь, а затем в чих или кашель (обычно инфекции путешествуют именно таким путём), вредным микроорагнизмам нужно поселиться у нас в носоглотке. Но там они просто не выживут.
Чтобы прийти к таким выводам учёные провели такой эксперимент. Они искусственно вырастили клетки, выстилающие человеческую носоглотку, и заражали их разными видами птичьего и человеческого гриппа. Обычный грипп чувствовал себя одщинаково хорошо при нормальной температуре человеческого тела — 36,6 градусов, при повышенной (37) и даже при температуре носоглотки — 32 градуса. А вот вирус птичьего гриппа распространялся хорошо только при 37,а вот при 32 практически нет.
Более того, основываясь на том, что вирус гриппа убивает клетки, которые заражает, учёные решили замерить время смерти клеток при разных температурах. Оказалось, в 32 градуса клетки очень слабо реагируют на птичий грипп, тогда как от человеческого умирают очень быстро. А вот с мутировавшими вирусами всё не так просто. Учёные поэкспериментировали ещё раз: добавили в вирус птичьего гриппа белок человеческого. И новая зараза уже была более устойчива к низким температурам и быстрее размножалась.
— Таким образом, вирусы птичьего гриппа представляют опасность, только если подвергнутся определённым мутациям, — говорит профессор Венди Баркли, один из авторов исследования. — Наше исследование показало, какие именно изменения вируса ведут к увеличению его контагиозности, дают ему способность распространяться среди людей. Теоретически, это позволит заранее определять, какие именно штаммы грозят пандемией.
Это особенно важно в том смысле, что мы не можем разрабатывать вакцины от 16 типов вируса сразу. Надо расставлять приоритеты, — продолжает Баркли. — Если же мы будем следить за тем, каким изменениям подвергаются вирусы в природе, мы сможем предугадать, какие представляют потенциальную опасность для людей. «Животные» вирусы, хорошо выживающие при низких температурах, могут быть следующими претендентами на эпидемию.
|