«КП» исследовала, как изменились потребительские настроения наших соотечественников.
АЛКОГОЛЬ: ПИТЬ МЕНЬШЕ НЕ СТАЛИ
Из-за кризиса мы не стали пить меньше, просто перешли на более крепкий алкоголь. Об этом гласит статистика. В 1-м квартале в Украине сварили на 14 процентов меньше пива, чем в первые три месяца прошлого года. Причина - повышение себестоимости продукта и, как следствие, повышение отпускных цен. Зато производство водки в сравнении с прошлогодними показателями увеличилось аж на четверть. В марте по сравнению с февралем ее выпустили на 19 процентов больше.
Подтверждают вышесказанное и в магазинах.
- Раньше к нам приходила компания, и каждый брал по несколько бутылок пива. А нынче предпочитают покупать бутылку водки с пакетом недорогого сока, - отмечает продавец столичного магазина Валентина Афанасьевна. - Как они сами признаются, выходит дешевле, а эффект ощутимее.
ЕДА: СТРАШНЫЙ СОН ГУРМАНА
Год назад полки супермаркетов ломились от деликатесов. Красная и белая рыба, икра, всевозможные балыки, дорогие сыры и прочие атрибуты богатой жизни лежали в тележках покупателей. Сегодня они практически исчезли из ассортимента, поскольку люди предпочитают дешевые отечественные аналоги.
- Мы были вынуждены резко уменьшить количество дорогих импортных сыров, мясной продукции, морских деликатесов, - объяснили в крупной сети супермаркетов. - Из-за снижения покупательской способности клиенты начали отказываться в первую очередь от этих продуктов. Их потребление упало в 5-10 раз. Некоторые избирают украинские аналоги, но можно сказать точно: то, что выше средней стоимости, покупают гораздо хуже. Зато в низком ценовом сегменте обороты увеличились в полтора-два раза.
В определенном выигрыше от происходящего оказались отечественные фермеры. Часть их товара наконец-то сделалась конкурентоспособной.
- Кризис совершил то, чего долгие годы безуспешно пытались добиться правительство и таможня: граждане взялись покупать отечественное мясо, - говорит эксперт Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь. - После того как взлетел курс доллара, этого продукта ввозят к нам значительно меньше.
Еще одной характерной особенностью нынешних времен является то, что люди за один поход в магазин приобретают меньше, но бывают там чаще. В супермаркетах полагают, что клиенты четко планируют свой бюджет и берут с собой определенную сумму, опасаясь истратить лишнее.
И другой заметной тенденцией можно назвать то, что народ все чаще отправляется за яйцами, зеленью, овощами и фруктами на рынок. Хотя раньше брали их в супермаркетах, где они несколько дороже.
- Мама, а ну поехали быстрее за игрушками!
ОДЕЖДА, ОБУВЬ И ТЕХНИКА: ОТ ИМПОРТА ОТКАЗАЛИСЬ, А СВОЕГО НЕТ
Казалось, спад промышленности и стремительный взлет курса доллара должны были сыграть на руку отечественным производителям, так как вместо подорожавших иностранных аналогов люди обратили внимание на украинскую продукцию. Однако наши бизнесмены оказались не готовы к такому подарку судьбы.
- Импортные товары растут в цене, их потребление падает, - рассуждает исполнительный директор центра социально-экономических исследований «CASE Украина» Николай Боярчук. - Происходящее, конечно, подстегнуло наших фабрикантов, но с момента осознания того, что возникли новые возможности и до начала их реализации проходит много времени. Попробуйте представить себя на месте руководителя предприятия, выпускающего, например, продукты питания: чтобы занять открывшуюся нишу, ему требуется нарастить производство.
Мало того. Своей бытовой аппаратуры, электроники, одежды и обуви в Украине практически нет! По некоторым данным, у нас производится только 5 процентов продаваемой техники.
- Бизнесмены не в состоянии «переиграть» заграничные товары: телевизоры, стиральные машины, компьютеры, - уверен директор Института трансформации общества Олег Соскин. - Они способны заменить только импортное питание, а вот импортную обувь заменить уже нечем.
Национальная текстильная промышленность также не успевает за мировыми тенденциями. Хотя кое-где отечественные магазины одежды завозят из-за границы дешевые коллекции и получают на этом барыши.
- После смены ассортимента оборот у нас снизился только на 15-20 процентов. Честно говоря, мы опасались большего спада, - признался в частной беседе «КП» владелец сети магазинов молодежной одежды. - При этом стоимость аренды в некоторых торговых центрах рухнула вдвое.
Эксперты со своей стороны отмечают, что клиенты таки экономят на шмотках, и небольшой перекос в сторону ослабления спроса характерен именно для юношеских моделей. Люди же среднего и старшего возрастов во время кризиса вообще предпочитают донашивать старое.
ДЕТСКИЕ ТОВАРЫ: НА МАЛЫШЕЙ ДЕНЕГ НЕ ЖАЛЕЮТ
А вот продавцы вещей для детей и новорожденных не видят снижения спроса.
- Подгузников, распашонок, пеленок и одежды берут столько же, сколько и раньше, может, немного меньше, - объясняет директор детского магазина Валентина Головачева. - Ну не в состоянии наши мамы представить себе жизнь без памперсов! Зато сбыт дорогих игрушек сократился в несколько раз. Новые коляски тоже покупают слабее. Видимо, приобретают подержанные.
Впрочем, несмотря на то что кризис до детской отрасли толком не добрался, и там ожидаются потрясения. По прогнозам специалистов, беби-бум закончится уже в этом году. Все просто: финансовый кризис в Украине развернулся в октябре, и позднее этой даты многие из тех, кто планировал рождение ребенка, отложили это волнительное событие на потом. А западные производители товаров для малышей до года уловили предполагаемые изменения спроса и начали уменьшать объемы выпуска.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
Импорт каких товаров сократился больше всего*
Драгоценности- 78,7%
Автомобили и транспорт - 76,3%
Кондитерские изделия - 69,6%
Посуда и керамика - 68,0%
Алкоголь - 52,5%
Рыба - 22,6%
Мебель - 39,1%
Одежда - 37,6%
Обувь - 36,3%
Лекарства - 24,0%
*По данным Государственного комитета статистики за первый квартал 2009 года.
КОМПЕТЕНТНО
Зарплаты хватает только на еду
- Падение внешнеторгового оборота товаров составило 43,6 процента. Это большая цифра, - отмечает директор Института трансформации общества Олег Соскин. - Оборот розничной торговли в первом квартале снизился на 11,5 процента по сравнению с прошлым годом - это вообще беспрецедентно! Налицо ослабление всех показателей: оптовая торговля рухнула на 25 процентов, обороты ресторанов на 20 процентов. Импортных товаров вообще продали в два раза меньше. Все свидетельствует о том, что показатели потребления катятся вниз. Люди переходят к более дешевым вариантам. Никто не строит и не приобретает жилье. Средняя получка у наемных работников сегодня 1700 гривен. На эти деньги можно купить только еду. В целом же индекс реальной заработной платы ушел в минус на 13 процентов в сравнении с прошлым годом.
|