"Золотую пальмовую ветвь" Каннского кинофестиваля получила картина "Белая лента" австрийского режиссера Михаэля Ханеке. Фильм, снятый в черно-белых тонах, рассказывает о кризисе немецкого общества накануне Первой мировой войны. Действие картины происходит в удаленной от городской суеты протестантской деревушке на севере Германии. Это первая высшая награда в Каннах, полученная Михаэлем Ханеке. Принимая награду, режиссер заявил: "Я чувствую себя счастливым".
Возникшее с начальных эпизодов картины психологическое напряжение не отпускает зрителя до ее самого конца. Режиссер дает картину застывшего во времени общества, когда между старшими и молодыми поколениями образовалась огромная пропасть. В результате возникает авторитарное общество, которое, с одной стороны, не дает детям не только реализовать свой потенциал, но и нормально развиваться, а с другой - ведет к вырождению старших поколений.
"Я задумал фильм около 10 лет назад, пытаясь понять причины тоталитарного общества, фашизма, фанатизма и международного терроризма", - заявил Михаэль Ханеке. - Корни этих зол находятся в одном - возведении в догму, в абсолют принципов, которые первоначально могли иметь позитивные стороны для общества".
Несомненной удачей режиссера стало почти визуальное присутствие в картине движущегося времени. Именно время, такое, каким оно было создано в первый момент творения, и является одним из главных героев картины. Когда человеческое общество теряет это ощущение времени и останавливается в своем развитии, гигантские силы времени взрывают социальные структуры и вызывают потрясения, в том числе и мировые войны. При этом режиссер не дает никаких ответов. "Задача искусства задавать вопросы, а не предлагать решения", - заявил он. -Если вы хотите услышать от меня ясных ответов, то я не смогу выполнить ваше желание".
Кстати, название картины происходит от принятой в ряде районов Германии от традиции повязывать подросткам на предплечья белые повязки в знак их обязательств строго придерживаться христианских норм поведения, передает ИТАР-ТАСС. Второй по значимости приз - Гран-при - завоевала кинолента "Пророк" французского режиссера Жака Одьяра.
Специальная премия 62-го Каннского фестиваля присуждена крупнейшему мастеру современного кинематографа 86-летнему французскому режиссеру Алену Рене за его картину "Сорняки".
Премию за лучшую мужскую роль получил австрийский актер Кристоф Вальц за исполнение роли нацистского офицера в ленте американского режиссера Квентина Тарантино "Бесславные ублюдки". Французская актриса Шарлотта Генсбур получила премию за лучшую женскую роль. Она сыграла в вызвавшем большую полемику на кинофоруме фильме режиссера Ларса фон Триера "Антихрист".
Приз 62-го Каннского кинофестиваля за лучшую постановку получил фильм "Убой" филиппинского режиссера Брилланте Мендоза. Картина "Весенняя лихорадка" китайского режиссера Лоу Е получила приз за лучший сценарий. Лучшим короткометражным фильмом 62-го Каннского фестиваля признана лента португальского режиссера Жоао Салавиза "Арена".
Премия "Золотая кинокамера", вручаемая за дебютную режиссерскую работу, присуждена картине "Самсон и Далила" австралийского режиссера Уорика Тортона. Сразу две картины - "Аквариум" режиссера из Великобритании Андреа Арнольд и "Жажда" южнокорейского режиссера Пак Чхан Ука - завоевали приз жюри 62-го Каннского фестиваля.
62-й Каннский кинофестиваль завершил свою работу под музыку выдающегося композитора Игоря Стравинского. Последним фильмом, показанном на церемонии закрытия фестиваля, стала внеконкурсная лента французского режиссера Яна Кунена "Коко Шанель и Игорь Стравинский", где почти беспрерывно звучит музыка композитора.
Главная тема завершившегося фестиваля, проходившего в условиях первого финансово-экономического кризиса эпохи глобализации, - необходимость преодоления, как отдельным человеком, так и всем современным обществом страха перед будущим. Непременным условием этого является, с одной стороны, честность человека перед самими собой и окружающими, с другой - сохранение личностью и цивилизацией в целом высочайших моральных ценностей. Фестиваль продемонстрировал, что крупнейшие деятели мирового кинематографа продолжают изучать и предсказывать пути дальнейшего развития мира, человеческой цивилизации. При этом они оказываются способными увидеть и предупредить о тех опасностях, которые могут привести к вырождению личности и краху всего мира.
На завершившемся фестивале было представлено шесть программ: три официальные и три параллельные. В конкурсной программе кинофорума участвовали 52 картины из 32 стран. Россия была представлена двумя лентами: "Царь" Павла Лунгина с Олегом Янковским в главной роли и "Сказка про темноту" Николая Хомерикри. Они участвовали во втором по значению конкурсе фестиваля - "Особый взгляд".
Роль Святителя и Митрополита Московского Филиппа в картине "Царь" стала последней кинематографической работой Олега Янковского. Она получила восторженные отзывы Каннского фестиваля.
Не обошлось на кинофоруме и без скандалов. Широкую и противоречивую реакцию вызвали показанные в рамках главного конкурса картины датского режиссера Ларса фон Триера "Антихрист", китайского режиссера Лоу Е "Весенняя лихорадка" и француза Гаспара Ноэ "Внезапно пустота", однако жюри встало на защиту этих оригинальных фильмов, которые раздвигают горизонты понимания современного мира. Так, сыгравшая главную роль в "Антихристе" француженка Шарлотта Генсбур получила премию фестиваля за женскую роль, а картина "Весенняя лихорадка" - за лучший сценарий.
Следующий, 63-й Каннский кинофестиваль, пройдет 19-30 мая 2010 года.
|