Человеку, который руководил первой стыковкой советского "Союза" и американского "Аполлона", а до этого стал первым, кто вышел в открытый космос, в субботу исполнилось 75 лет. В интервью "Вестям" прославленный космонавт, дважды Герой Советского Союза Алексей Леонов признался, что была у него мечта, которая так и не осуществилась.
- Мне именно Сергей Павлович (Королев) доверил выход в открытый космос. За день до того, как доверить мне эту программу, он на совещании сказал обо мне очень приличные слова. Он о двух космонавтах говорил. О Гагарине, и обо мне. Что и Алексею можно доверить эту работу, и перечислил, по каким причинам он так считает. Я счастлив, что оправдал его высокое доверие.
Корабль "Восход-2" - единственный. И нам было поручено испытать все системы этого корабля. Мы понимали, что произойти может что угодно. И мы одних аварийных ситуаций проработали порядка трех тысяч. Одна из таких аварий произошла со мной. И она должна была произойти. Потому что скафандр, в котором я был, не прошел испытания на деформацию при низких давлениях. И ясно почему. Скафандр мягкой конструкции, и какая бы ни была жесткая ткань, прорезиненная, она имеет право деформироваться.
И это произошло. Я оказался внутри скафандра. И настолько большая деформация, что пальцы у меня вышли из перчаток, фаланги, во всяком случае. И ноги внутри болтались. У меня было пять минут до входа в тень. Освещения никакого не было. И тридцать минут жизни. Это я понял, и сделал единственное правильное решение. Я сбросил, не советуясь ни с кем и не докладывая, давление наполовину. При этом понимал, что может закипеть азот в крови. Выбора не было. И так, и так плохо. Но, если закипит азот, это еще не так плохо, как не войти в корабль. Второй вариант, чтобы я поменял позицию входа. Не ногами, как мы разучивали, а головой пошел вперед.
Мы должны были сделать, минимум, три полета вокруг Луны. Для этого был создан блестящий корабль Л-1. Он был неудобен. Только спускаемый аппарат, приборно-агрегатный отсек. Орбитального отсека не было. Три куба на двоих. Но корабль был надежен. Шесть кораблей летали вокруг Луны без экипажа и были небольшие замечания. Но эти замечания они были ликвидированы присутствием человека на борту.
Однако, хотели еще и еще раз проверить. Шесть кораблей израсходовали. А полететь - не полетели. Это в моей жизни - самая большая досада. Мы шли к этому, мы потратили три года. Я вместе с Олегом Макаровым все лето и осень 67-го года провели на стартовой позиции, проводя электрические испытания этого корабля. На нем мы должны были лететь. Но было принято решение лететь без нас.
|