Средний класс стал меньше надеяться на банковские депозиты и больше закупать продуктов впрок. А еще в нем стало больше готовых сменить работу или открыть собственное дело
Что плохо и что хорошо — это всегда узнается после шлепков и поглаживаний. Они могут называться по-разному: взысканиями и поощрениями, штрафами и премиями, кнутом и пряником, карой небесной и чудом
МИРОВОЙ финансовый кризис — тоже шлепок, и люди привычно ищут в нем урок, как поступать нельзя и как нужно. О реакции на кризис жителей украинских городов (с населением от 50 тыс. человек) в возрасте 16–65 лет можно судить, сравнивая результаты MMI Ukraine — социологического исследования, которое регулярно проводится компанией TNS Ukraine, — за первый квартал 2009 года и последний квартал 2008-го. Полученные данные позволяют четко выявить не только последствия паники в общественном сознании, но и найденные различными слоями общества способы выживания в условиях кризиса.
ЭФФЕКТ ИСПУГА
Объективно жизненный уровень людей продолжает ухудшаться. По сравнению с предыдущей волной исследования доля респондентов, оценивших месячный доход своей семьи в расчете на одного члена семьи не менее чем в 1500 грн., сократилась с 60,6 до 54,5%, не менее чем в 2500 грн. — с 29,2 до 25,9%, не менее чем в 4000 грн. — с 12,8 до 10,1%, не менее чем в 6000 грн. — с 4,4 до 3,3%. Процент тех, у кого денег вполне хватает на крупную бытовую технику, упал с 25,5 до 19,5, а тех, у кого вызывает серьезные проблемы даже покупка одежды, поднялся с 25,1 до 30,6.
Можно говорить и о дальнейшем сокращении среднего класса в стране. Авторы исследования разделяют респондентов, в соответствии с их статусно-потребительскими характеристиками, на четыре слоя — «высший средний», «средний», «нижний средний» и слой «ниже среднего». Доля «высшего среднего» слоя уменьшилась с 10,4 до 8,3%, зато доля слоя «ниже среднего» выросла с 22,7 до 24,8%.
Кризис сказался не только на доходах, но и на образе жизни людей и их потребительской практике. Если в первом квартале 2008-го считали, что «глупо тратить деньги на предметы роскоши, даже если у тебя много денег», 52,4% респондентов, то в первом квартале 2009-го — 56,5%. Причем основной прирост обеспечили как раз зажиточные или, по крайней мере, небедные граждане: в «высшем среднем» слое процент тех, кто считает покупку предметов роскоши глупостью, увеличился наиболее существенно — с 39,4 до 48,5, в «среднем» слое — с 47,3 до 53,4, в «нижнем среднем» — с 51,3 до 56,3, а в слое «ниже среднего» — едва заметно, с 59,8 до 61,9.
Вместе со скептическим отношением к предметам роскоши усилилось и критическое отношение к собственной шопингомании. Процент тех, кто иногда ловит себя на мысли, что без купленной вещи можно было бы обойтись, в «высшем среднем» слое увеличился с 66,3 до 73,3, в «среднем» — с 71,2 до 75, тогда как в «нижнем среднем» и слое «ниже среднего» остался практически неизменным — 69 и около 65. Доля считающих, что «в престижные магазины можно ходить только как в музей», за год увеличилась с 58,9 до 62,1%, причем наиболее заметно именно в «высшем среднем» слое — с 40 до 47,1% и в «среднем» — с 51,6 до 56,9% (в «нижнем среднем» — с 58,6 до 61,4%, в слое «ниже среднего» — с 68 до 72,5%).
Однако самые разительные перемены произошли в отношении к банкам. Процент уверенных в том, что «лучше иметь деньги при себе, чем хранить в банке, даже получая проценты», за год вырос с 59,4 до 71 (в том числе процент полностью уверенных — с 21,4 до 28,8). Самый резкий, почти полуторакратный рост недоверия к банкам продемонстрировал опять же «высший средний» слой — с 42,4 до 63,4 (а рост абсолютного недоверия — с 12,8 до 25,4, то есть практически двукратный). Хотя именно этот слой прежде наиболее активно пользовался банковскими услугами. В других слоях и раньше превалировала банкофобия, а теперь она стала еще сильнее: в «среднем» слое процент не доверяющих банкам вырос с 52,2 до 66,5 (совсем не доверяющих — с 17,2 до 26,9), в «нижнем среднем» — с 60,3 до 71,1 (с 21 до 28,2), в слое «ниже среднего» — с 65,9 до 77 (с 26,2 до 32,5).
Впрочем, было бы преувеличением утверждать о формировании в общественном мнении устойчивого неприятия банков как таковых. Просто люди стали гораздо осторожнее, и большинство предпочитает не рисковать. Поверить в то, что выгода намного выше риска, не заставит никакая реклама. Только пример тех, кто все же рискнул и дальше доверять своему банку — и не прогадал.
А пока нет уверенности в том, что рискнувшие не прогадали, остальные ищут другое применение своим сбережениям. Например, покупают продукты про запас, чтобы сэкономить. Процент тех, кто считает такую практику разумной, за год вырос с 57,4 до 62,1, причем вновь-таки наиболее существенно в «высшем среднем» слое — с 47,8 до 56,4 (в «среднем» слое — с 52,7 до 58,5, «нижнем среднем» — с 55,8 до 61,6, слое «ниже среднего» — с 64,8 до 67,8). Очевидно, здесь сказалось и чуть ли не ежемесячное повышение цен на многие продукты, а также на сигареты и алкогольные напитки.
СПОСОБЫ ВЫЖИВАНИЯ
Возможно, люди и надеются на успехи правительства в борьбе с кризисом, однако необходимость самим что-то делать они тоже осознают. Особый интерес представляют те рецепты самоспасения, которыми пользуется «высший средний» слой.
По сравнению с предыдущей волной исследования с 30,3 до 32,7% выросла доля респондентов, готовых для улучшения своего материального и социального положения сменить работу, в частности, в «высшем среднем» слое — с 26,6 до 33,1%. При этом 9% респондентов готовы сменить город проживания и 16,1% — страну проживания (в предыдущей волне исследования таковых оказалось соответственно 10,1 и 15,1%).
Примечательно, что в «высшем среднем» слое доля готовых уехать в другую страну резко упала — с 19,1 до 13,8%. По-видимому, предприниматели, руководители, специалисты (а они составляют около половины «высшего среднего» слоя) хорошо знают из самых разных источников, что в условиях мирового финансового кризиса конкуренция в бизнесе и на рынке труда усилилась повсюду, а не только в Украине.
Не менее популярными рецептами самоспасения, чем смена работы, в «высшем среднем» слое стали: получить образование или дополнительное образование — рост с 30 до 34,8% (хотя в целом по всей совокупности респондентов доля верящих в действенность этого средства упала с 26,1 до 23,9%); выучить иностранный язык или еще один иностранный язык — рост с 27,6 до 34,1% (в целом по всей массе респондентов доля готовых пойти на этот шаг осталась неизменной и составила 18,5%); открыть свой бизнес — рост с 32,1 до 33,6% (в целом по выборке — 21,4–21,9%). Кроме того, в «высшем среднем» слое с 16,7 до 21% выросла доля готовых освоить компьютер (и это при том, что именно в этом слое наиболее высок процент тех, кто уже является компьютерным пользователем), тогда как в целом по всей совокупности опрошенных соответствующая доля снизилась с 22,1 до 21,4%.
Если говорить о динамике за год, то по сравнению с первым кварталом 2008 года у «высшего среднего» слоя заметно повысилась готовность заниматься собственным бизнесом. «Я из тех людей, которые могли бы открыть свое дело», — уверены уже 76,2% представителей этого слоя (в том числе полностью уверены — 30,3%), тогда как год назад — 69,7% (27,5%). Возможно, эта уверенность в себе и помогла им удержаться наверху.
|