Согласно протесту Генпрокуратуры правительство должно отменить постановление о создании Госадминистрации морского и речного транспорта
НА ПРОШЛОЙ неделе на коллегии Госадминистрации морского и речного транспорта Украины стало известно о том, что Генпрокуратура подала протест (текстом которого располагает редакция «k:») по поводу создания этого правительственного органа. Протест Генпрокуратуры на постановление КМУ от 05.03.2009 г. №227 «Вопросы государственной администрации морского и речного транспорта» датирован еще 19 июня. В этом документе первый заместитель генпрокурора Сергей Винокуров потребовал от Юлии Тимошенко отменить данное постановление «как незаконное», отметив, что «протест прокурора останавливает действие опротестованного акта и подлежит обязательному рассмотрению в десятидневный срок».
Главной претензией выступает ликвидация Государственной инспекции по вопросам безопасности судоходства (Госфлотинспекции) и передача ее функций новосозданному органу управления. Формально такая необходимость объяснялась устранением дублирования функций министерского департамента морского и речного транспорта и Госфлотинспекции, а также разделом функций управления имуществом и государственного надзора и контроля.
Дискуссия по поводу создания администрации морского и речного транспорта началась в мае прошлого года. Создание этого органа управления было предусмотрено указом Президента от 20.05.2008 г. №463, которым было введено в действие решение СНБО «О мерах по обеспечению развития Украины как морской державы». Сам проект постановления КМУ, опротестованный Генпрокуратурой, был обнародован для обсуждения на официальном сайте Минтранссвязи еще 12 августа 2008 года.
Полномочия Госфлотинспекции предусмотрены Кодексом об административных правонарушениях в части наложения штрафов за нарушения правил безопасности движения на морском и речном транспорте, правил выпуска судов в плавание, допуска к управлению судами, безопасности эксплуатации судов и т.п. Теперь же де-юре, как указывают оппоненты реформы, государство утратило возможность контроля за соблюдением правил судоходства, т.к. до своей ликвидации Госфлотинспекция была правоприменительным органом, выдавая предписания об устранении нарушений и налагая штрафы. А новосозданная морская администрация — просто наблюдательная инстанция. Как стало известно «k:», с начала года зафиксировано около 300 таких нарушений. Но это не актуализировало проблему ликвидации контролирующего органа, поскольку, к счастью, серьезных происшествий не было.
Очевидно, что сначала необходимо было внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях в части передачи этих полномочий морской администрации. Но такие изменения на рассмотрение ВР даже не подавались. Аргументы о необходимости существования двух независимых органов, основанные на мировой практике, на этапе подготовки и принятия документа не были учтены.
По одной из версий, озвученной источником «k:» в Минтранссвязи, причиной такого реформирования стал давний конфликт между идеологом этой реформы, заместителем министра Владимиром Работневым и главой Госфлотинспекции Александром Щипцовым.
По странному стечению обстоятельств, протест ГПУ был направлен только через три с половиной месяца после реорганизации и через день после отставки Иосифа Винского. То ли прокуратура долго разбиралась, то ли претензий к ведомству Иосифа Викентьевича ранее не было. В случае отклонения протеста прокурор может обратиться в суд о признании акта незаконным. Причем подача такого иска все равно останавливает его действие.
Тем самым в Украине создан неприятный прецедент. После протеста прокуратуры морская администрация стала нелегитимным органом, любые распоряжения которого можно считать незаконными. Незаконным также будет финансирование из госбюджета данной структуры. При этом и морская администрация не сможет выступать распорядителем административного портового сбора (около 50 млн. грн.). А вернуться к прежней модели уже невозможно — Госфлотинспекция и департамент морского и речного транспорта ликвидированы, а сотрудники уволены.
В случае удовлетворения судом иска прокурора может возникнуть еще одна коллизия. Следующим шагом логично должны быть отменены и распоряжения Кабмина о кадровых назначениях в морскую администрацию. Тем самым может лишиться должности заместитель министра — глава морской администрации Михаил Чубай, который считается креатурой Константина Григоришина.
|