Введение Казахстаном пошлины на импорт кондитерских изделий приведет к ощутимым потерям украинских производителей, для которых казахстанский рынок - второй по значимости после российского. Эксперты и участники рынка отмечают, что компенсировать экспорт за счет других рынков будет трудно, и призывают правительство подключиться к переговорам.
Защитная пошлина
13 июня вступило в силу постановление правительства Казахстана о введении временных защитных мер в отношении импорта семи видов кондитерских изделий. В перечень товаров, на которые распространяются защитные меры, вошли карамель, тоффи, шоколадные конфеты, кондитерские изделия из сахара и их заменители.
На указанную продукцию устанавливается пошлина в размере 28% от таможенной стоимости, но не менее 0,3 евро за кг. Пошлина введена на период с 13 июня по 20 сентября 2009 года, однако, по данным казахстанских СМИ, в сентябре ее могут продлить на срок до четырех лет - если защитные меры докажут свою эффективность.
По убеждению президента корпорации "Бисквит-Шоколад" Аллы Коваленко, введение Казахстаном "фактически запретительных" защитных мер должно стать предметом реагирования со стороны украинского правительства. С тем, что Кабмину необходимо включаться в переговорный процесс, согласна и руководитель аналитического отдела консалтингового агентства "ААА" Мария Колесник.
Между тем, украинские производители сомневаются, что введение пошлины будет эффективной мерой для кондитеров Казахстана. "Производители кондитерских изделий Казахстана имеют ограниченные мощности, и введение защитной пошлины приведет не столько к развитию их производства, расширению ассортимента продукции и повышению ее качества, сколько к повышению внутренних цен, отчего пострадает казахстанский потребитель", - полагает А.Коваленко.
Потери украинского рынка
По данным Министерства аграрной политики Украины, в 2008 году Казахстан был вторым по величине импортером кондитерских отечественных кондитерских изделий (77,3 тыс. тонн), после Российской Федерации (137,3 тыс. тонн). В целом выпуск кондитерских изделий в Украине в 2008 году составил 1,11 млн. тонн, в том числе экспорт - 368,3 тыс. тонн (33%).
Для каждого из украинских производителей последствия окажутся разными, отмечают в "АВК". По подсчетам компании, спад продаж составит от 10-20% для современных высококачественных продуктов, до 60-90% - для стандартных изделий в низком ценовом сегменте. "Впрочем, в течении нескольких месяцев объем может восстановиться, поскольку, учитывая специфику казахстанского бизнеса, местные производители не упустят возможность увеличить свою рентабельность, подняв цены", - полагают в "АВК".
О снижении продаж объемов продаж говорят и в корпорации "Бисквит-Шоколад". "Мы очень сильно упали (с момента введения пошлины, - ред.) в объемах на сегодняшний день, потому что это коснулось поставок изделий... именно сахаристой группы. Мы производим еще и мучную группу: бисквиты, шоколадно-вафельные торты, вафельные трубочки - этого пошлина не коснулась. Будет ли перекос из сахаристой в мучную группу - сказать пока сложно", - отмечают в корпорации.
Между тем, в группе "КОНТИ" заявили, что не ожидают существенных изменений объема реализации. В структуре объема продаж группы на Казахстан приходится всего 6%, и в "КОНТИ" не планируют снижать объемы поставок.
Смена экспортных ориентиров
В сложившихся условиях украинским кондитерам трудно восполнить экспортные потери за счет других рынков, отмечают производители и эксперты. Так, Беларусь, доля которой в экспорте отечественных сладостей занимает почти 4%, в августе 2008 года ввела антидемпинговые пошлины на украинскую карамель сроком на три года.
По итогам двухлетнего расследования белорусская сторона заявила о наличии демпингового импорта карамели из Украины, который наносит материальный ущерб белорусским производителям и вытесняет их с рынка. Размер пошлины составляет 11,76% от таможенной стоимости на карамель, не содержащую какао, и 23,9% - на какаосодержащий продукт.
По данным ассоциации "Укркондитер", Узбекистан в декабре 2008 года также ввел пошлину на ввоз кондитерских изделий, в том числе сахара. Не смогут украинские кондитеры увеличить объем поставок и в Россию, отмечает эксперт "ААА" М.Колесник. По ее словам, российский рынок уже достаточно хорошо освоен и ведущие кондитеры уже имеют свои мощности в стране.
М.Колесник также подчеркнула, что покупка предприятий или других активов в Казахстане - не самое выгодное решение для украинских производителей, тем более в условиях кризиса. Вместе с тем, эксперт советует отечественным кондитерам присмотреться к рынкам стран Ближнего Востока.
|