Вчера Центр экономических исследований российский Института глобализации и социальных движений (ИГСД) представил прогноз, согласно которому до конца года стоимость нефти может опуститься более чем в два раза и достигнуть 30 долларов за баррель. Другие аналитики такими пугающими цифрами не оперируют, но тоже ждут, что «наше все» будет дешеветь.
Как отмечают эксперты ИГСД, накопленные проблемы в реальном секторе и исчерпание финансовых ресурсов у спекулянтов создают условия для повторного крушения нефтяной пирамиды. Вчера утром на азиатских торгах нефтяные котировки действительно опустились ниже 60 долларов за баррель, продолжив начатое на прошлой неделе падение и практически скатившись до уровня 7-недельного минимума. Напомним, что за предыдущие семь торговых дней цены на «черное золото» упали уже на 11%. Столь значительного недельного снижения не наблюдалось с конца января 2009 года, то есть с самых тяжелых для нашей страны кризисных времен. Аналитики ИГСД считают, что формальным толчком к нынешнему падению цен послужили данные о состоянии американской экономики и накопленных в США и ЕС запасах углеводородов.
Директор ИГСД Борис Кагарлицкий поясняет, что настроение игроков на рынке меняется. «При этом неверно связывать перемены только с хозяйственными данными: статистка оставалась плохой всю первую половину года, а запасы нефти у стран-потребителей и тогда заметно не падали, – утверждает он. – Спекуляции, вероятно, достигли пика. Игроки исчерпали денежные ресурсы, что получили от государств». Если это так, отмечает ученый, то новое падение цен на нефть начнется еще летом, что станет одним из важнейших признаков окончания стабилизации. В свою очередь руководитель Центра экономических исследований ИГСД Василий Колташов отмечает, что падение цен на нефть – это вполне естественный процесс. «Его прервало только вливание в финансовый сектор огромных средств, – полагает он. – Спекуляции возобновились почти с прошлогодней силой. Теперь можно ожидать, что нефть повторно пробьет показатель в 40 долларов и продолжит дешеветь». По его словам, цена барреля в 30 долларов не является «дном». По мере того как спад в реальном секторе будет углубляться, «черное золото» понесет еще большие ценовые потери.
Другие аналитики, впрочем, не склонны к столь удручающим прогнозам. Научный руководитель Института национальной стратегии Никита Кричевский считает, что цена на нефть действительно будет снижаться, однако отмечает, что вряд ли ОПЕК, на долю которой приходится более трети мировой нефтедобычи, будет молчаливо наблюдать за тем, как цена падает до 30 долларов. «30 долларов – это дно, но у меня нет четкой уверенности в том, что оно будет достигнуто в этом году», – сказал он «НИ». Экономист считает, что падение цен на нефть обусловлено вполне объективными обстоятельствами. Он напомнил, что в январе этого года цена уже снижалась до 36 долларов за баррель, но затем в течение первого полугодия подросла практически в два раза, хотя никаких объективных макроэкономических обстоятельств для такого роста не было. Потребление снижалось, добыча росла, в мировой экономике наблюдался спад. «Понятно, что это банальная спекуляция, которой занимаются американские банки», – говорит эксперт.
Директор Института проблем нефти и газа Анатолий Дмитриевский считает, что прогнозы по нефти – дело неблагодарное и в данном случае следует говорить только о существующих тенденциях. Цена, по его мнению, в значительной степени зависит от двух факторов.
«Это выход экономики из кризиса и курс доллара по отношению к другим валютам, – рассказал «НИ» ученый. – Если у нас начинается оживление экономики, это требует большего количества топливно-энергетических ресурсов. В принципе если тенденция оживления, которая наметилась к концу весны – началу лета, возобладает, то будет рост спроса и рост цены на нефть». С другой стороны, поясняет эксперт, президент США Барак Обама взял курс на крепкий доллар. «Значит, доллар не будет дешеветь, и тогда в цене на нефть не будет составляющей слабого доллара, – полагает г-н Дмитриевский. – Если доллар будет укреплять свои позиции, то при росте экономики он будет сдерживать рост цен на нефть. А если и он начнет падать, тогда сложатся две тенденции на повышение».
|