На почте оборудуют специальные кабинеты, где представители спецслужб будут досматривать почтовую корреспонденцию
Формально для вскрытия личной пересылки требуется судебное постановление, но на практике спецслужбы смогут вскрывать любую почту.
С 21 июля 2009 г. вступает в силу приказ Минкомсвязи РФ "Об утверждении Требований к сетям и средствам почтовой связи для проведения оперативно-разыскных мероприятий", в котором подробно расписывается порядок взаимодействия почты с восемью ведомствами – МВД, ФСБ, ФСО, внешней разведкой, таможенниками, ФСИН и Госнаркоконтролем.
Согласно этому документу, почтовые отделения должны предоставить правоохранительным органам и спецслужбам доступ к базам данных о клиентах и почтовых пересылках.
«Черный кабинет»
Кроме того, на почтовых отделениях должны быть оборудованы специальные помещения, где представители органов смогут досматривать посылки, письма и бандероли. Отдельное приложение к приказу регламентирует работы таких «черных кабинетов»: в них будет установлено специальное оборудование для проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ), они также должны быть изолированы от доступа персонала почты.
Антиконституционный приказ ?
Редактор сайта Agentura.ru Андрей Солдатов рассказал GZT.RU, что «приказ Минкомсвязи дает спецслужбам беспрепятственный доступ ко всей корреспонденции». Тем не мене, вопрос его соответствия Конституции вызывает споры.
Правозащитники отмечают, что в приказе ни разу не упоминается о необходимости предъявить судебное решения на вскрытие частной корреспонденции, хотя статья 23 главы 2 Конституции РФ гарантирует тайну частной переписки.
Заместитель председателя общественной правозащитной организации «Гражданский Контроль» Юрий Вдовин в интервью «Эху Петербурга» заявил, что «этот приказ отменяет Конституцию, а его появление сейчас связано с последствиями кризиса, когда становятся возможными массовые выступления недовольных людей».
Существует и другое мнение, согласно которому, приказ министерства не отменяет необходимость предъявлять постановление суда.
«Данные требования вряд ли можно признать противоречащими Конституции и другим актам. В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом и Законом об оперативно-розыскной деятельности (ОРД) оперативно-розыскная деятельность возможна только при наличии судебного решения. Соответственно, в итоге изъятие и проверка почтовых сообщений возможны при условии наличия судебного решения», – рассказал GZT.RU старший юрист юридической компании Magisters.
В Минкомсвязи на запрос GZT.RU не ответили.
Судебное решение нельзя предъявлять
Андрей Солдатов рассказал GZT.RU, что в российском законодательстве есть странное противоречие: для досмотра личной переписки или телефонных переговоров необходимо постановление суда, но органам запрещено предъявлять его, так как эти сведения приравнены к гостайне. Запросить судебное решение может только служба собственной безопасности или прокуратура.
Солдатов напомнил, что правила, вводимые на почте, уже работают для сетей электросвязи (сотовые и фиксированные телефоны) и доступа к Интернету. Сотовые операторы и интернет-провайдеры устанавливают у себя оборудование спецслужб и мало интересуются, для чего оно используется.
Провайдерам все равно
Провайдеры связи не заинтересованы в том, чтобы спецслужбы предъявляли им судебные разрешения, уверен Солдатов: «Эти сведения приравнены к гостайне, допуск к ним ведет к соответствующим ограничениям. Таким образом, компании могли бы превратиться в режимные предприятия».
Единственное, что в конце 90-ых гг возмутило интернет-провайдеров, – это необходимость платить из своего кармана за установку оборудования для проведения ОРМ, но, похоже, они с эти смирились.
Большого общественного резонанса такая система контроля не вызывает, так как, чтобы прочитать электронное письмо или прослушать разговор не надо вскрывать бандероль или распечатывать конверт.
|