Вице-президент США Джо Байден заверил Киев и Тбилиси, что они могут и далее рассчитывать на поддержку США, в том числе и в вопросе вступления в НАТО. Но основное послание Байдена звучит иначе, считает Инго Маннтойфель из Deutsche Welle.
Визиты вице-президента США Джозефа Байдена в Украину и Грузию, состоявшиеся через две недели после встречи главы американской администрации Барака Обамы с российским президентом Дмитрием Медведевым, открыли вторую главу новой восточно-европейской политики Соединенных Штатов. Обама объявил "перезагрузку" в американо-российских отношениях. Главной задачей визита Байдена было разъяснение новой политики США по отношению к Киеву и Тбилиси. В багаже у вице-президента было сразу несколько посланий - явных и скрытых.
Публичные и самые ясные заявления Джо Байдена звучат примерно так: США не признают российских зон влияния на постсоветском пространстве. Вашингтон выступает за территориальную целостность Украины и Грузии. Двери для вступления обеих стран в евроатлантические структуры, в том числе и в НАТО, в принципе, остаются открытыми. Тут позиция США не изменилась.
Заявление Байдена подчеркивает преемственность политики США. Но, одновременно, очевидно и смещение акцентов новой администрации по сравнению с курсом, проводившимся Джорджем Бушем. И проявилось это в косвенных посланиях, которые привез в Киев и Тбилиси Джо Байден. Например, он не стал называть конкретных дат или плана вступления Украины и Грузии в НАТО.
Итак, принципиальная поддержка суверенитета Украины и Грузии остается в силе. Но основное послание Байдена звучит иначе. "Перезагрузка" отношений с Москвой означает и "перезагрузку" в отношениях с Киевом и Тбилиси. Политика Джорджа Буша в Восточной Европе сводилась к сдерживанию России. Поэтому Вашингтон оказывал активную поддержку Киеву и Тбилиси, а они широко пользовались этим в своих целях, особенно президент Грузии Саакашвили.
Новый глава Белого дома Обама больше не хочет такой зависимости от Киева и Тбилиси, тем более что внутриполитические позиции как Ющенко, так и Саакашвили заметно пошатнулись, а вступление в НАТО, по крайней мере, Украины, остается спорным вопросом внутри страны. Да и для самого альянса имеет смысл принимать Грузию и Украину лишь после того, как они будут к этому хорошо подготовлены, а вступление получит широкую поддержку населения.
Выходит, что краеугольным камнем новой американской политики на постсоветском пространстве впредь будет не сдерживание России с помощью Украины и Грузии, а оживление сотрудничества с Москвой. Это отвечает глобальным целям США, особенно в отношении Ирана и Афганистана. Украина и Грузия могут и впредь рассчитывать на помощь Соединенных Штатов. Но влияние Киева и Тбилиси на политику Вашингтона ослабеет. Вот такое горькое, но верное послание Байден привез Ющенко и Саакашвили.
|