Падение гривны, рост безработицы и высокая инфляция могут вынудить заемщиков отказаться от своих обязательств по автокредитам. Во вторую волну кризиса многие из них могут войти пешком.
Рост проблемных автокредитов во многом обусловлен ослаблением национальной валюты. Более 70% автокредитов были выданы с привязкой к доллару, в то время как доходы большинства заемщиков зафиксированы в гривне.
Нынешнее падение гривны может сильно усугубить ситуацию с проблемными кредитами. Один из авторитетных экспертов валютного рынка Эрик Найман прогнозирует дальнейшее ухудшение позиций национальной валюты. По его расчетам к концу лета курс достигнет 10 грн/доллар.
По оценкам Ассоциации участников коллекторского бизнеса Украины объем проблемных кредитов коммерческих банков к концу 2009 г. может достичь 34%. Общая просроченная задолженность составит более 70 млрд. грн. Эксперты этой организации отмечают стремительный рост «плохих» кредитов. Только за первое полугодие 2009 года доля проблемных активов в коммерческих банках увеличилась на 73%.
Не способствует выплатам по кредитам и рост безработицы. В конце прошлого года директор Государственной службы занятости Владимир Галицкий прогнозировал безработицу в 2009 году на уровне 7-8%. Уже в марте текущего года более двух миллионов украинцев официально считались безработными. Сейчас оценить реальные масштабы безработицы в стране в практически невозможно, так как очень небольшой процент безработных становится на учет в службе занятости.
Плохо сказываются на погашении кредитов и возросшие затраты заемщиков. Продукты питания по сравнению с прошлым годом подорожали как минимум вдвое. То же можно сказать о ценах на топливо, одежду и другие потребительские товары. Дальнейшая девальвация гривны приведет к еще большему удорожанию большинства товаров.
Заемщики, которые не могут вовремя исполнять свои обязательства по кредитам, часто прибегают к реструктуризации долга. Банки обычно идут навстречу своим клиентам. В большинстве случаев им разрешают выплачивать только проценты, не погашая тело кредита. Естественно в таком случае банк зарабатывает больше, однако растущие валютные риски могут отбить у банков желание замораживать средства.
Заемщиков, которые просто не платят не так уж и много. По разным оценкам сейчас их доля в портфелях автокредитования составляет от 6 до 11%. Для взыскания долгов с недобросовестных заемщиков многие банки прибегают к услугам коллекторских компаний. Некоторые банки даже готовы продать проблемные долги.
Но коллекторские компании и банки, которые пытаются вернуть средства, выданные на приобретение автомобиля, сталкиваются с рядом проблем, если клиент не возвращает залог добровольно. «При реализации нового автомобиля по системе судебного производства на погашение задолженности по кредиту останется меньше половины рыночной стоимости автомобиля», говорит директор одной из компаний. «Львиную долю средств поглощают оплаты различных судебных издержек» пояснил он.
Получается что кредитору невыгодно принудительное изъятие залога. Судится с заемщиком есть смысл, только если кроме залогового автомобиля у него есть недвижимость или другое имущество. По закону за невыполнение своих обязательств заемщик отвечает всем своим имуществом.
По итогам первой волны кризиса можно смело утверждать, что с кредитными автомобилями украинцы расстаются очень неохотно. Невзирая на возросшую нагрузку, большинство заемщиков продолжает исполнять свои обязательства. Но какое влияние окажет дальнейшее ослабление национальной валюты пока неизвестно.
|