Украина — это такая страна, в которой никогда и ничего нельзя сделать с первого раза
Так говорит один мой заграничный друг. То, что он в большей степени прав, я поняла совсем недавно. Когда мой отец случайно заплатил не по тому счету госпошлину в ОВИРе — 17 грн. Ошибся в одной цифре. Только забрать обратно эти деньги с бюджетного счета теперь весьма сложно. Раньше можно было просто поставить печать у начальника ОВИРа, что «услуга не оказывалась»,— и деньги возвращали. Но не сейчас.
Через три месяца после написания заявления на выдачу этих денег (напомним: 17 грн.) в нашу дверь позвонили. И курьер принес рекомендованный толстый конверт от главуправления столичного Госказначейства. Внутри оказалось письмо на официальном бланке на двух страницах. О том, что деньги нам пока не вернут. После неоднократного прочтения ссылок на законы, приказы и указы стало понятно одно: процедура усложнилась теперь в несколько раз.
Чтобы вернуть 17 грн., нужно, чтобы паспортное отделение самостоятельно согласовало отдельным письмом возврат этих 17 грн. с районной администрацией города. А потом также самостоятельно отправило письмо в налоговую инспекцию. Эти госорганы должны тоже ответить письмом паспортному столу, и только после всех согласований столичное Госказначейство выдаст эти 17 грн. И если посчитать, что первое письмо пришло к нам через три месяца, то на переписку понадобится как минимум полгода. А может, и того больше.
Если прикинуть, то Госказначейство уже потратило по тарифам «Укрпочты» как минимум 8 грн.— за два листика разъяснений и рекомендованность письма. И это без учета стоимости курьера. Бюрократическая математика тут проста — вся процедура отправки писем госучреждениями друг другу будет стоить в среднем 32 грн. Если еще прибавить 8 грн., уже потраченных, получается: чтобы вернуть нашей семье 17 грн., нужно потратить уже 40 грн.— почти в два с половиной раза больше, чем случайно зачисленных средств.
Представляю себе эти отчеты: «За возврат 17 грн. государственными органами потрачено 40 грн.». Теперь мне понятно, почему в нашем госбюджете такие дыры. Если бумажная бюрократическая волокита стоит столько налогоплательщикам. Вот теперь сидим мы и думаем. Стоит ли запускать весь этот механизм с выдачей денег? Или пожертвовать их государству в честь кризиса. А то вдруг скажут, что именно наши 17 грн. и затраты, необходимые на их возврат, сделали бюджет невыполнимым.
И что особенно примечательно — рассказать похожую на изложенную, свою историю могут еще многие люди. При этом терпеть подвиги бюрократов сегодня еще более обидно, чем 50 или 100 лет назад. Да, тогда не было других способов получения информации, кроме как слать письма из конторы в контору. Но сейчас во времена победившего интернета и информационных технологий наблюдать бумаготворческий цирк просто невыносимо. Слушать рассказы о необходимости переписки ОВИРа с налоговой во времена, когда каждая банковская операция фиксируется в компьютерных системах и там же фиксируется и каждая ошибочная операция, это просто издевательство над гражданами и дискредитация государства его служащими.
|