Гастрольное турне «Sticky and Sweet Tour», начавшееся почти год назад, докатилось наконец и до России. На Дворцовой площади Санкт-Петербурга хитам певицы, по предварительным подсчетам, подпевали 50 тыс. зрителей.
Незадолго до концерта Мадонны его рекламную кампанию подхлестнули петербургские коммунисты. На своем сайте они разместили довольно смешное письмо, в котором среди прочего порекомендовали певице «не вертеть попой» в священном месте. Впрочем, революционную суть творчества американской певицы они оценили по достоинству: «Будь последовательна до конца — ведь ты сравнивала Маккейна с Гитлером, ругала войну в Ираке и хвалила Мартина Лютера Кинга. До исполнения революционных песен тебе остался один шаг».
Мадонна действительно неравнодушна к делам политическим, ее манифест изложен в видеонарезке «Get Stupid», предваряющей исполнение песни «4 Minutes». Трехминутный ролик бегло перелистывает темы, которые тревожат исполнительницу. Здесь и обрушение бирж, и вырубка лесов, и таяние льдов, и войны, здесь лица правозащитников (включая Анну Политковскую) и лица вождей стран, в которые Мадонну никогда не пригласят на гастроли,— Ирана, Северной Кореи, Белоруссии.
То, что в этом ряду нет российских руководителей,— важный знак. Несмотря на то что пришедшая на концерт с большим биноклем Валентина Матвиенко не досидела на VIP-трибуне до конца шоу, а лицо ее не выражало сильных эмоций, само ее присутствие говорит о том, что в России все-таки готовы признать Мадонну искусством, для которого есть место у стен Эрмитажа. Тут уже пели Пол Маккартни, The Rolling Stones и Роджер Уотерс, но классический рок при президенте Медведеве — музыка, официально любимая властью. Это правильная музыка. Другое дело — певица, построившая всю свою карьеру на эпатаже, на рискованных с пуританской точки зрения образах.
На Дворцовой площади Мадонна неожиданно много пела одна под гитару, как заправский рок-герой, но все же основа ее программы — ураганоподобный поп-перформанс с фривольно одетым балетом и недвусмысленной пластикой, и Александрийский столп в этом контексте смотрелся вполне эротическим символом. В номере «She`s Not Me» Мадонна дефилировала между танцовщицами, представляющими имиджи разных периодов ее карьеры, и в какой-то момент смачно поцеловала в губы одну из партнерш. Согласно лексике питерских коммунистов, Мадонна «привечает лесбиянок» — что ж, можно рассматривать этот жест и в таком свете. Но небеса на землю не рухнули. Хотя, надо сказать, изрядно намочили публику. Ливень перед концертом на Дворцовой — это уже добрая традиция.
Помимо коммунистов и погоды не исключалось и вмешательство российских десантников. Концерт Мадонны пришелся на День ВДВ. Пессимисты ожидали чуть ли не кулачных боев на улицах, однако корреспондент «Ъ» в целом не уловил никакой угрозы в поведении групп господ в голубых беретах с вываливающимися из тельняшек пивными животами. Вели они себя вряд ли намного агрессивнее, чем трогательные компании геев, понаехавших в Питер со всей Европы посмотреть на свою икону. К тому же с точки зрения физподготовки работа, которую проделывает Мадонна во время шоу, сродни прохождению полосы препятствий. Если Бритни Спирс, о новой программе которой так много говорят этим летом, во всех смыслах прячется за спинами танцоров и акробатов, то Мадонна все время на передовой. Она мотор всего шоу, она здесь командует. Если бы потребовалось, она, думается, легко нашла бы общий язык и с десантниками.
Но самым выигрышным с точки зрения коммуникации с российскими зрителями приемом стало активное использование цыганской темы. И эта история не была подготовлена специально для Санкт-Петербурга. Известная семья Колпаковых — полноправный участник всех концертов турне. Ценители цыганской песни помнят этот коллектив по спектаклям театра «Ромэн», а с конца 1990-х «Колпаков трио» активно гастролирует по США. С Мадонной их познакомил лидер Gogol Bordello Евгений Гудзь, который в 2007 году придумал для выступления Мадонны на фестивале Live Earth в Лондоне цыганскую аранжировку хита «La Isla Bonita». Этот спонтанно сложившийся номер разросся до целого блока шоу «Sticky and Sweet Tour».
Во время исполнения «Miles Away» в Санкт-Петербурге на огромных экранах некий табор практически уходил в небо, «La Isla Bonita» мешалась со свадебной песней «Lela Pala Tute», затем Колпаковы без всякой Мадонны буквально довели русскую публику до слез исполнением цыганского стандарта «Doli Doli», а потом случилось и вовсе чудо. Мадонна под аккомпанемент Александра Колпакова и его родственников исполнила арию Эвы Перон «You Must Love Me», напомнив о сыгранной ею Эвите в фильме Алана Паркера. Все это вместе — Мадонна, Уэббер, цыгане, рассеявшиеся над Дворцовой площадью тучи, строки, обращенные по сюжету мюзикла «Эвита» к Че Геваре,— сложилось в эмоциональную картину, которая вряд ли повторится где-либо на маршруте «Sticky and Sweet Tour» и вообще когда-либо в карьере Мадонны.
|