Лекарства, при покупке которых не требуют рецепта, могут разрешить продавать не только в аптеках, но и, например, в супермаркетах. Хорошо это или плохо?
С середины следующего года все фармпроизводители должны будут регистрировать предельные цены на половину производимых ими лекарств. Аналитики сразу же предрекли, что такое назначение «потолка» заставит аптеки отказаться от продажи медпрепаратов, с которых они не смогу получить достаточно прибыли. На это последовал ответ Минпромтогра — лекарства, при покупке которых не требуют рецепта, могут разрешить продавать не только в специализированных местах торговли — в аптеках, — но и, например, в супермаркетах. Там на полках рядом с колбасой и хлебом должны появиться таблетки, микстуры, тонометры, глюкометры и другие медицинские товары. По мнению министерства, такое расширение поможет сделать лекарственные средства более доступными.
Эту идею поддержало и антимонопольное ведомство. Руководитель ФАС Игорь Артемьев сказал, что, если некоторые препараты (список их предполагается утверждать в Прасительстве) будут продаваться в аптеках, это снизит их стоимость.
Возможно, такая мера станет актуальной для деревень, в которых на весь населенный пункт один магазин (которому разрешат продавать парацетамол и валидол), а аптек и вовсе нет. А вот сделает ли это лекарства более доступными и дешевыми? Наверное. Однако аптеки опасаются, что из-за этого им придется свернуть свою деятельность.
— Продуктовые сети обладают огромными возможностями: уровень дохода их очень высок, поэтому они смогут манипулировать ценами, — считает Михаил Грошенков, генеральный директор крупнейшей аптечной сети. — Медикаменты — очень интересный товар, компактный и дорогой. Поэтому искушение снизить цены и тем самым привлечь большее количество покупателей из аптек в магазины будет очень велико. Ещё одна проблема — отсутствие специально подготовленного персонала. Я не уверен, что провизоры и фармацевты захотят работать консультантами в зале, следовательно лекарства будут приобретаться по инициативе покупателя, для самолечения. К тому же не исключено, что наличие лекарств в свободном доступе создаст еще одну проблему: найдутся любители полечиться прямо с полки. И еще один важный момент: продажа лекарств, в том числе безрецептурных, предполагает особые условия хранения и требования к упаковке. Смогут ли торговые сети их обеспечить?
В ответ авторы предложения ссылаются на опыт других стран, где безрецептурными лекарствами торгуют чуть ли не в каждом магазине и на заправках. Но!
— В Европе, если препарат зарегистрирован как рецептурный, то ни в одной аптеке его невозможно купить без рецепта врача. Аптеки очень строго соблюдают все эти правила. Рецепт, который выписывает врач, имеет соответствующий штрих-код, в нем указываются все данные пациента. По этому документу абсолютно точно можно определить врача, который его выписал, — рассказал Ласло Почайи, генеральный директор российского представительства крупнейшего европейского фармацевтического завода. — В России, несмотря на то что лекарство было зарегистрировано как рецептурное, в аптеке его можно приобрести абсолютно свободно. Типичный пример — известный препарат для повышения потенции у мужчин. В России его продадут без проблем, хотя он — строго рецептурный. В Венгрии, к слову, сделать это без рецепта невозможно ни в одной в аптеке. Точно так же, как не менее популярный препарат для коррекции массы тела, который в россияне покупают свободно, не зная о возможном вреде здоровью и его последствиях (у нас встречаются и перегибы в другую сторону — не так давно исключительно по рецепту стали продавать казалось бы невинную марганцовку, якобы из неё можно сделать взрывное устройство. — Ред.). Следуя этой логике, получается, что в России к нерецептурным препаратам при желании можно отнести любые, которые в Европе приобретаются только по рецепту.
Поэтому в этом случае ссылаться на Европу не стоит. По статистике более 70% всех медпрепаратов у нас продаются без рецепта. Если они будут доступны, остается только надеяться, что они не испортят здоровье наших сограждан, а, как им и положено, поправят его.
|