Анализ многолетних данных программы мониторинга, организованной Обществом сохранения диких животных (WCS) и рядом российских организаций, показал, что за последние четыре года плотность тигра на Дальнем Востоке России, значительно сократилась. Причиной сокращения численности тигра и копытных является браконьерство и деградация местообитаний. Российские ученые и общественные организации дают рекомендации по разрешению этой проблемы, сообщили «Новому Региону» в пресс-службе Амурского отделения WWF РФ.
Официальным источником данных о численности тигра является единовременный учет на всем ареале, проводимый раз в десять лет. Последний такой учет был осуществлен в 2005 году и показал численность в пределах 428-502 особей (предыдущий учет 1995 году – 415-476 особей). Таким образом, популяция амурского тигра считается относительно стабильной. Следующий учет, который даст новую официальную цифру, состоится только в 2015 году.
Чтобы контролировать ситуацию в период между учетами, была разработана стандартизированная программа мониторинга, в рамках которой каждую зиму на 16 участках, расположенных по всему ареалу тигра, учетчики дважды обследуют 23 555 км² (15-18% от общей площади тигриных местообитаний). В полевых работах участвуют сотрудники российских организаций, включая заповедники, Дальневосточное отделение РАН и др. В течение последних 12 лет (1998-2009) мониторинг дает статистически достоверную информацию, позволяющую выявить наметившиеся тенденции в популяциях тигра и копытных. В 2005 г. численность взрослых тигров на участках мониторинга составляла 115 особей, что значительно выше среднего показателя за 12 лет (95 особей). Однако к 2009 г. количество взрослых особей на участках сократилось до 56, что составляет 60% от среднего показателя за 12 лет наблюдений.
«Мы серьезно обеспокоены, – сказал Юрий Дунишенко, старший научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института охотничьего хозяйства и звероводства (ВНИИОЗ) и координатор Программы мониторинга популяции амурского тигра. – Обильные снегопады этой зимой могли заставить тигров сократить их передвижения, сделав их обнаружение более сложным, но, тем не менее, мы зафиксировали четырехлетнюю тенденцию сокращения численности тигра, и это происходит по вине браконьеров. Настало время принимать меры».
Низкая численность тигра, зафиксированная прошлой зимой, может быть аномалией, но тенденции в популяциях изюбря, косули и снижение количества следов тигра свидетельствуют о сокращении численности тигра и копытных на Дальнем Востоке России.
«Если бы численность тигра была связана со снижением численности копытных, – говорит Дмитрий Пикунов, один из координаторов Программы мониторинга популяции амурского тигра, представитель Дальневосточного отделения Российской Академии наук – то сокращение численности тигра последовало бы через определенный промежуток времени. Тот факт, что популяции хищника и копытных сокращаются одновременно, дает нам все основания полагать, что основной причиной этого является прямое браконьерство. Необходимы решительные действия».
Обильные снегопады в северной части ареала тигра способствовали обострению ситуации в 2009 году. В эпицентре, Сихотэ-Алинском государственном биосферном заповеднике, который является самым большим заповедником, охраняющим тигров в России, за три дня выпало два метра снега, парализовав передвижения копытных и лишив их корма. Директор Сихотэ-Алинского заповедника, Анатолий Астафьев, отметил: «Мы смогли смягчить последствия снегопадов, практически исключив фактор беспокойства для зверей в заповеднике и усилив охрану границ заповедника, чтобы сократить количество браконьерских отстрелов копытных, но, тем не менее, некоторые животные погибли от голода».
Программа мониторинга осуществляется с 1998 года. Координирует ее Общество сохранения диких животных (WCS) и соответствующие российские государственные структуры. Финансировали работу Фонд сохранения тигра (STF), а в 2009 г. впервые в финансировании участвовало Дальневосточное отделение Российской Академии наук.
В России и других азиатских странах, где обитают тигры, браконьерство является одним из основных угрожающих хищнику факторов, а также главной причиной исчезновения тигров. Рост внутреннего спроса на дериваты тигра и несовершенство законодательства сказывается на дальнейшем увеличение прямого браконьерства.
Выявленные мониторингом изменения совпадают по времени с затянувшимся реформированием государственного управления в области природопользования. В охотничьем хозяйстве прошли 3 реформы, самый пик которых пришелся на 2007-2008 гг., когда в лесу оставалось 10-15 инспекторов охотнадзора на весь ареал тигра (20 млн. га). В 2009 году ситуация начала выправляться, но вступает в силу новый Закон об охоте, который неминуемо ввергнет охотничье хозяйство в затяжной переходный период.
Российские ученые и неправительственные организации внесли ряд предложений, как исправить сложившуюся ситуацию: внести изменения в законодательство, улучшить охрану местообитаний тигра и усовершенствовать систему охраняемых территорий, чтобы изменить тенденцию к сокращению численности хищника. В настоящее время штрафы за хранение тигриных шкур и дериватов отсутствуют, в тайге не хватает инспекторов охраны, продолжается варварская вырубка кедра корейского и дуба монгольского, которые необходимы для выживания копытных, а, следовательно, и тигра. Список этих предложений, а также рекомендации по обновлению и переработке федеральной Стратегии сохранения амурского тигра в России переданы на рассмотрение в правительство РФ.
|