Прошедший год был тяжелым для всех без исключения отраслей и рынков. Тем не менее, бизнесу удалось выстоять в эпоху кризиса, на многих рынках отмечается стабилизация и даже тенденции к росту.
Банки и валюта
В уходящем 2009 году банковская и финансовая сферы испытали немало потрясений, однако этот год стал и в некотором роде "шоковой терапией" для рынка. С одной стороны, кризис обнажил все те ошибки, которые скрывались за видимостью стремительного и успешного развития. Но с другой - благодаря кризисной ситуации появилась возможность пересмотреть принципы работы, сделать правила более прозрачными.
Долгое время рынок оставался в состоянии "глубокой заморозки", однако к концу года наметились определенные позитивные тенденции.
Подробнее о ситуации в банковском секторе и на валютном рынке читайте "Шоковая терапия" для банков: итоги-2009 >>>
Недвижимость
С начала 2009 год недвижимость подешевела на -20%. Относительно пикового уровня 2008 года падение составило -44,2%. Легкий оптимизм, который просматривался на рынке весной и летом, сменился к концу года жестким реализмом, который в начале следующего года перейдет, скорее всего, в конструктивный прагматизм.
Рынок труда
Сегодня рынок труда можно охарактеризовать тремя основными тенденциями: оживление, стабилизация и постепенное увеличение количества вакансий во всех секторах экономики (за исключением строительства, металлургии и частично банковского сектора).
Эксперты прогнозируют, что уровень заработных плат специалистов будет постепенно повышаться. Что же касается структуры спроса в разрезе профессий, в 2010 году она будет сопоставима с ситуацией на рынке труда в конце 2009 года.
Подробнее о прогнозах по рынку труда читайте Рынок труда-2010: эпоха сдержанного оптимизма >>>
Интернет
За год украинцев в Интернете стало больше, они стали активнее и требовательнее в плане контента. Всего, по данным "GfK Ukraine", пользователей в украинском Интернете сейчас 8,25 млн. человек, и это на 1,6 млн. больше, чем в 2008 году. Таким образом, украинская Интернет-аудитория составляет 0,4% от общего объема мировой аудитории (1,73 млрд.) или почти 2% от общего количества европейцев в Интернете (418 млн.).
Автомобильный рынок
Спад продаж и производства, банкротства крупнейших автопроизводителей, кадровые перестановки, многомиллионные убытки компаний, экстренные меры правительств по поддержке автомобилестроения и стимулированию спроса позволили экспертам оценить завершающийся 2009 год как один из самых сложных в истории мировой автоиндустрии.
Вместе с тем, несмотря сложное финансовое положение, автопроизводители продолжают с оптимизмом смотреть в будущее. Об этом свидетельствует ряд автоновинок, представленных ведущими автоконцернами в 2009 году.
Продукты питания
В 2009 году цены на продукты питания и сельскохозяйственные культуры на мировом рынке достигли максимальных отметок за последние 20 и даже 30 лет. Цены на продовольствие в Украине не отставали от мировых, а по некоторым позициям - превышали их.
Рост цен на такие продукты питания, как сахар и молочные продукты, в Украине был обусловлен в большей степени дефицитом сырья для их производства. Между тем, в текущем году цены на "противогриппозные" продукты - лимоны и чеснок - поднялись до невиданных ранее высот благодаря ажиотажному спросу.
|