Прошедшие праздники дали всем, кто интересуется мировой экономикой, много пищи для размышления. Довольно большое количество участников экономической и финансовой деятельности дали свои прогнозы и комментарии на будущий год. Это и конкретные финансовые институты, банки и фонды, и крупные промышленные корпорации, и официальные лица государств, и представители международных организаций, типа МВФ и Мирового банка. Пересказывать их мы, конечно, не будем, однако обратим внимание на одно обстоятельство. Дело в том, что почти все эти прогнозы отличаются двумя интересными свойствами.
Первое состоит в том, что все эти прогнозы глубоко оптимистичны. Все они предполагают, что ситуация в мире в этом, уже начавшемся, 2010 году будет улучшаться, что экономический кризис заканчивается. В них, разумеется, говорится о том, что отдельные проявления кризиса (например, высокая безработица) продлятся еще долго, но это будут именно отдельные негативные проявления, а в целом произойдет переход к улучшению экономической ситуации. Но главное – даже не это. Главное состоит в том, что все (тут уже без оговорки «почти»: именно что все, кто причастен к нынешней финансовой элите) твердо убеждены, что те базовые принципы, которые характерны для действующей экономической модели, неминуемо сохранят свое место и в будущем.
Поскольку об этих принципах в разных местах говорят разное, то я считаю необходимым эти принципы еще раз привести (в своей версии, разумеется). Всего их три, а именно:
– постоянный рост конечного спроса;
– постоянный рост денежного предложения;
– постоянное снижение стоимости кредита в среднесрочной перспективе (локальный рост регулярно имел место).
Не вдаваясь в комментарии, что будет сделано чуть позже, скажу о втором обстоятельстве, которым отличаются эти прогнозы.
Все они построены по принципу «кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку». Т. е. имеет место постоянная система перекрестных ссылок, в которых авторы прогнозов постоянно ссылаются друг на друга и на дружественные институты. Само по себе это естественно, если не учесть одного обстоятельства: круг этих экспертов и институтов не меняется из года в год, несмотря на то, например, что практически никто из них не смог предсказать начинающийся кризис, а многие продолжали его отрицать даже после его начала. В общем, адекватность прогнозов и моделей (или, напротив, их неадекватность) не является основанием для включения (или исключения) отдельных экспертов или групп экспертов в тот слаженный коллектив, который мы сегодня наблюдаем.
Такое поведение свойственно обычно не экспертам или тем более ученым, а сектантам, причем (в нашем конкретном случае) какой-нибудь тоталитарной секте. Но здесь – самое время вернуться на несколько абзацев вверх и посмотреть на три базовых принципа, которым привержены (чуть было не сказал «поклоняются») наши «сектанты». Дело в том, что все эти три принципа у нас на глазах действовать перестают.
Вообще говоря, для сектантов это не проблема («верую, ибо абсурдно»). Но у наших-то ребят ситуация иная. Кто-то из них занимает посты главных аналитиков в инвестиционных компаниях, кто-то отвечает за бюджеты, причем не только компаний, но и государств, т. е. несет ответственность не перед ограниченным кругом акционеров, а перед довольно большим сообществом, причем не экономистов, а политиков. А кто-то – сам политик, который просто-таки обязан обеспечить улучшение уровня жизни перед предстоящими выборами (например, такая ситуация сложилась сегодня в Англии).
Есть и еще одна особенность, которую я отдельно не выделял, поскольку она носит не публичный характер. Дело в том, что те из этих прогнозистов, которые доступны мне с точки зрения понимания их личного мнения, в своих частных разговорах выражают куда более пессимистичную картину, чем официально, на людях. Это естественно, поскольку упомянутая выше ответственность неминуемо приведет к тому, что рано или поздно им придется признать (скорее всего, по факту, но не открыто и честно), что их прогнозы реальности не соответствуют. И даже более того, следование тем принципам, которые они положили в основу современной экономической мысли (и деятельности, отметим, в т. ч. и менеджерской), неминуемо приведет конкретные компании и даже государства к катастрофе.
Я не думаю, что это приведет к тому, что они откажутся от основ своего сектантского поведения: какие бы грубые ошибки ни допускали эти люди, они все равно будут называть в качестве экспертов только членов своего «сообщества». Все остальные будут активно поливаться грязью. Но вот для всех остальных выводы сделать стоит – как показал опыт (прогнозов на 2010 год), наши сектанты пока своим принципам не изменяют. Даже если их клиенты будут массово разоряться. А значит, клиенты, т. е. все участники мирового экономического процесса, должны сделать правильные выводы.